Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.

Система государственного антимонопольного регулирования складывается во всех странах с рыночной экономикой. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей изготовителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры. Таким образом, антимонопольное регулирование – это комплекс финансовых, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения полномочий производителей монополизировать рынки.

Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня сосредоточения и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулировку.

Опыт различных стран по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений, уровня и масштабов конкуренции, имеющих целью повышение производительности экономики.

В Российской Федерации антимонопольное законодательство появилось с переходом к рыночной экономике в первых числах 90-х гг. ХХ в. Оно представлено общими и специальными законами, а также подзаконными актами. В ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и экономических средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Основополагающим антимонопольным законом является Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», определяющий организационные и правовые основы предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечивание условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В этом Законе наряду с понятием «конкурентная борьба» даны определения таких понятий, как:
недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение положительных сторон в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям российского законодательства, обычаям делового оборота, притязаниям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить (или причинили) убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо наложить ущерб их деловой репутации;
доминирующее положение — исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать существенное влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам;
монополистическая деятельность – противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов России и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
монопольно высокая цена – цена продукта, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, стимулированных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;
монопольно низкая цена – цена приобретаемого продукта, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, принципиально устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного продукта, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с товарного рынка;
аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и др.

Указывается также на недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.
В Законе перечислены формы недобросовестной конкурентной борьбы, а именно:
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
введение потребителей в заблуждение относительно характера, метода и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
некорректное сравнение хозяйствующим субъектом выполняемых или реализуемых
им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
продажа товара с незаконным использованием последствий интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
получение, применение, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее собственника.

Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 было создано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства – МАП РФ. Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 1999г. № 793 было утверждено Положение о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Согласно с этим Положением МАП РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контролирования за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о регулировании и контроле деятельности субъектов натуральных монополий в области связи и на транспорте.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами России, а также указанным Положением. МАП РФ вправе создавать собственные территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей зонам ответственности.

В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны согласно с предписаниями МАП РФ прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, сделать вывод договор с другим хозяйствующим субъектом, отменить акт, несоответствующий законодательству, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в следствии нарушения, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.

С подготовительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
приобретение лицом (общностью лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться гораздо больше 20-ю процентами указанных акций (долей);
получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом (общностью лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества; составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой себестоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;
приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих характеризовать условия ведения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на притворение в жизнь вышеуказанных сделок, требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов превышает 100 тысяч наименьших размеров платы труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является общность лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.

Для совершения вышеуказанных сделок, лица обязаны предположить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и сообщить информацию, необходимую для вынесения решения в соответствии с ассортиментом информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

В случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах), двух или более хозяйствующих субъектов, суммарная балансовая себестоимость которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, или хозяйствующих субъектов, внесенных в Реестр по одной и той же товарной группе, либо внесенных в Реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление федерального антимонопольного органа этим лицом в 15-дневный срок после вхождения (избрания) в указанные органы или советы.

В случае нарушения антимонопольного законодательства МАП РФ либо его территориальные органы вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с законодательством.
За виновные противоправные деяния, не соблюдающие антимонопольное законодательство, должностные лица федеральных органов исполнительных власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные коммерсанты, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
В соответствии с Законом «О конкуренции и квоте монополистической деятельности на товарных рынках» коммерческие и некоммерческие организации несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
несоблюдение в срок предписания федерального антимонопольного органа (территориального органа) – в размере до 100 наименьших размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
совершение действий (бездействие) в несоблюдение порядка, установленного указанным Законом, – в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда; несоблюдение законных требований федерального антимонопольного органа (территориального органа), – в размере до 8 тыс. наименьших размеров оплаты труда;
непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа (территориального органа) документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии с Законом, – в размере до 50 наименьших размеров оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
демонстрация федеральному антимонопольному органу (территориальному органу) недостоверных сведений – в размере до 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда; нарушение установленного порядка восприятия сведений о своих аффинированных лицах – в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Антимонопольное регулирование деятельности коммерсантов осуществляется во многих странах с рыночной экономикой.

Федеральное правительство США, например, имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия. Спектр вероятных наказаний довольно широк: от денежных штрафов до тюремного заключения. За противоправные действия фирмы ей может быть вынесено предписание о децентрализации и дроблении на ряд небольших предприятий. Потерпевшие лица могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба, и т.п.

С принятием Закона РФ «О конкуренции и лимитировании монополистической деятельности на товарных рынках» был заложен фундамент организационно-правовых основ проведения антимонопольной политические деятели в Российской Федерации. Закон главным образом распространяется на отношения, складывающиеся на товарных рынках, в которых принимут участие хозяйствующие субъекты, органы власти и управления.

Основополагающим в законе является определение области фактической конкуренции, т.е. товарного рынка, под которым понимается сфера обращения продукта, не имеющего заменителей, или взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации либо ее части. При этом руководствуются присутствием экономической возможности у покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствием такой полномочия за ее пределами. Определение соответствующего рынка является предварительным этапом в работе по установлению преобладающего положения хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара. Доминирующее положение может возникнуть в следствии:
злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; соглашения (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкурентную борьбу.

Установление доминирующего положения на рынке влечет за собой включение хозяйствующих субъектов в Казенный реестр объединений и предприятий-монополистов.

Пресечение монополистических проявлений и обеспечение развития конкурентно-рыночных отношений сегодня в России возложены на МАП РФ. Закон запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкурентную борьбу и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

К таким действиям относятся:
изъятие товаров из обращения с целью создания или укрепления дефицита на рынке либо повышения цен;
навязывание контрагенту условий договора, не выгодных ему или не относящихся к предмету договора (необоснованная передача финансовых средств, которые были использованы, изделий, жилых домов, квартир и т.д.);
включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;
согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, затрагивающих товаров, в которых контрагент не заинтересован;
создание препятствий доступу на рынок (выходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Запрещаются любые соглашения создающих конкуренцию хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, или органов власти и управления, или их и хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции, такого как на:
установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
раздел товарного рынка по территориальному принципу, по объему продаж или покупок, по ассортименту товаров, кругу продавцов или покупателей;
ограничение доступа на рынок либо уничтожение с него хозяйствующих субъектов, отказ от заключения договоров с конкурентными продавцами или покупателями.

Органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, сдерживающие самостоятельность хозяйствующих субъектов или создающие благоприятные (неблагоприятные) условия, в том числе: устанавливать запреты на определенные виды деятельности в какой-нибудь сфере; вводить запреты на продажу товаров из одного региона в другой; давать указания о первоочередной поставке продуктов или о приоритетном заключении договоров; необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо области и предоставлять налоговые или иные льготы.

Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления возбраняется заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать при помощи принадлежащих им акций, долей участия при принятии общим собранием решений, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

Для предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов осуществляется предварительный казенный контроль за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений и предприятий. Для получения согласия на создание союза, ассоциации, концерна учредительные документы представляются в антимонопольный орган, который воплотит в жизнь также контроль за приобретением контрольного пакета акций, паев, долей участия.

В целях пресечения нерадивой конкуренции вводится государственное регулирование цен на продукцию предприятий-монополистов, включенных в Казенный реестр. В него вносятся предприятия, являющиеся монополистами по производству конкретных групп и видов продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров конкретного качества и ассортимента по предложению предприятий-потребителей и органов власти и управления.

Предприятия-монополисты, включенные в Казенный реестр, обязаны декларировать повышение свободных цен на продукцию, по которой они являются монополистами. В случае принятия решения о повышении свободных цен предприятие должно объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новую цену и дату ее введения в действие в органах ценообразования. При этом предприятия представляют соответствующим органам ценообразования (республиканскому или местному) следующие данные:
предлагаемое изменение цен;
калькуляцию стоимости продукции с расшифровкой удорожания затрат;
объем производства в предыдущем и текущем годах;
достигнутый и планируемый размеры прибыли от реализации, практическую рентабельность;
обоснование причин изменения цен.

Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием используются методы нормативно-ориентирующего воздействия; влияние на ценообразование, государственные субсидии.

Hosted by uCoz
Статья размещена в рубрике: Интересно почитать

Меню сайта

адвокаты Москвы

Ремонтно-строительные работы

Другое

Интересное

Интересно почитать

Информация

Статьи

Карта сайта


Hosted by uCoz