Содержание предпринимательства
Становление и развитие предпринимательской деятельности в России связано с коренным преобразованием сложившихся социально-экономических отношений на пути к товарному рынку, формированием нового элитного социального слоя – предпринимателей, образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями и научными методами в области финансового и социального управления предприятием. Умение вести предпринимательское дело – это искусство, степень виртуозности которого является определяющим качеством любого руководителя, но в совершенстве им можно овладеть, только имея знания прогрессивных технологий управления персоналом и практические навыки в этой области.
Что же подразумевается под понятиями «коммерсант» и «предпринимательство»? Эти понятия впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII вв. Ричард Кантильон (1680–1734). По его мнению, коммерсант – это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ. Позже небезызвестный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.Б. Сэй (1767—1832) в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение, комбинирование трех классических факторов производства – земли, финансового ресурса, труда. Лишь на рубеже ХIХ–ХХ вв. начинается осознание значения и роли предпринимательства. Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к перечисленным выше трем классическим факторам производства (земля, финансовый ресурс, труд) четвертый – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно принимут участие четыре фактора:
v1) капитал;
2) капитальные блага – средства производства и земля;
3) деятельность коммерсанта;
4) труд рабочего.
При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: финансовый ресурс приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит доход, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Современное понятие предпринимательства сформулировано в Законе России «О предприятии и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г.: «Предпринимательская деятельность (предпринимательство) предполагает собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли».
Наиглавнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние мотивации . Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия как следует из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной финансовой заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя собственные интересы, работает на социальные интересы. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая заполнила машинами весь мир.
Предполагает интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство». Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. В современных условиях личный интерес коммерсанта все больше переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.
Предпринимательство невозможно без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию спецефических решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, денежные средства, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути – удел коммерсанта.
Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый метод мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа конкуренции . На этом пути неизбежны взлеты и падания.
Не всякий новый мелкий бизнес является предпринимательским. Муж с женой, которые открывают еще один магазин или мексиканский ресторан где-нибудь в пригороде, определенно рискуют. Но являются ли они предпринимателями? Ведь то, что они выполняют, делалось и раньше много раз. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже наличествующего, изменяет и преобразует ценностные установки.
Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица – предпринимателя.
Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству должно быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности). Граждане иностранных государств и лица без гражданства могут выступать в качестве коммерсантов в пределах правомочий, установленных законодательством.
Ряд функций, таких как принятие решения, несение ответственности, связывает предпринимательство с управленческой деятельностью. Тогда как отождествлять предпринимателя с менеджером не следует. Функциональная сущность того и другого различна. Вроде как, понятие «предпринимательство» шире понятия «управленческая деятельность». С другой, эффективное управление (менеджмент) со всеми его нынешними функциями по силам не каждому предпринимателю. Основное качество консультанта – способность «внести организованность в неструктурированную организацию» – далеко не всегда присуще даже преуспевающему предпринимателю. Вот почему нередко на новом предприятии, особенно крупном, на смену коммерсанту новатору приходит хороший управляющий – менеджер.
Подводя итоги, можно сказать, что в сегодняшних условиях понятия «предприниматель» и «консультант » нередко совпадают, хотя один из них – собственник, а другой – управляющий. На деле многие собственники выполняют функции менеджеров, и немало менеджеров стали собственниками контролируемая ими средств производства.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить важнейшие черты предпринимательства:
– самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;
– экономическая заинтересованность;
– хозяйственный риск и обязанность.