Содержание процесса планирования. Бизнес-план, его структура и содержание.
Управление организацией (предприятием) в условиях рынка представляет собой систему взаимосвязанных функций: планирование – организация – координация – побуждение– контроль.
Планирование – определение целей и путей их достижения охватывает в соответствии с этим следующие этапы: – исследование общих (стратегических) целей; – определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий временной период (2–3 года); – определение путей и средств их достижения; – контроль за реализацией поставленных целей (путем сопоставления плановых данных с фактическими).
Исходя из характера деятельности планирование выступает или в виде долговременной стратегической программы развития предприятия, или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих к тому же контролирующую функцию. Если предприятие устремляется найти инвесторов или партнеров для достижения определенной цели (создание совместного предприятия, организации общих проектов или слаженных действий на рынке), то ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или бизнес партнеров, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой финансовой практикой бизнес-план, который по содержанию и назначению представляет собой плановый документ, имеющий многоцелевой характер.
Во-первых, он разрабатывается для объяснения нового дела. В нем даются все основные аспекты будущей деятельности, анализируются все проблемы, с которыми придется столкнуться, ориентируются способы их решения.
Во-вторых, этот документ поможет действующему предприятию разобраться в перспективах роста своего бизнеса, оценить их, предвидеть возможные изменения и ошибки в будущем, контролировать текущие операции.
В-третьих, он может служить формальным юридическим документом, с использованием которого начинается формирование уставного капитала и финансовых активов будущего предприятия.
В современной финансовой теории бизнес-план выполняет четыре функции.
Первая функция связана с возможностью его использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Это жизненно необходимо в период создания предприятия, выработки новых направлений деятельности.
Вторая – функция планирования. Она позволяет оценивать полномочия развития нового направления деятельности, контролировать процессы ее развития, выполнение запланированных мероприятий.
Третья функция связана с привлечением капитала как собственных, так и со стороны (ссуд, кредитов). Без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-нибудь значительный проект. Однако получить кредит не так просто. Банки стараются застраховать себя на случай невозвратности займа, требуя гарантии, реального залога, необходимости страхования, и в этом предприятию помогает бизнес-план, т.к. позволяет анализировать уровень мастерства менеджеров проекта.
Четвертая функция состоит в привлечении к реализации планов предпринимателя потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный финансовый ресурс или имеющуюся у них технологию, патенты или свой управленческий опыт и деловые связи. Научно-разработанный бизнес-план в руках коммерсанта является тем компасом, который позволяет ему найти свой путь в бушующем море бизнеса и без больших потерь привести свой корабль (бизнес) к долгожданному берегу удачи.
Бизнес-планирование на нынешнем этапе развития экономики имеет определенные особенности, которые предпринимателям необходимо учитывать при разработке планов развития фирмы: – при планировании своей деятельности предприниматели прежде всего должны предусматривать такие факторы, как нестабильность экономического развития, меняющиеся правила хозяйствования; – относительная незащищенность коммерсантов от внешней среды, часто весьма агрессивной, требует от предпринимателей при разработке бизнес-планов более аргументировано учитывать неопределенность исхода предпринимательской деятельности; – при разработке бизнес-плана необходимо предусматривать все внешние факторы и определять их влияние на все разделы бизнес-плана количественно; – российские коммерсанты должны сами уметь рассчитывать количественные параметры всех разделов бизнеса, учитывать конкурентные возможности хозяйствующих партнеров; – российским предпринимателям не необходимо завышать свои притязания, учитывая определенную непредсказуемость поведения (принятие решений) органов казенной власти.
Бизнес-план – это документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы (организации) на отраслевом рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, образующихся в процессе реализации предпринимательских проектов. Бизнес-план – это документ, который позволяет ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги (капитал) в этот проект, и принесет ли доход (прибыль) его реализация». Научно обоснованный бизнес-план должен быть количественным и качественным ориентиром как для самого предпринимателя, так и для его партнеров и кредиторов.
А значит, бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела (проекта). С иной стороны, бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. Поэтому он обязан быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Количественная информация, определяющая разделы бизнес-плана, должна быть четкой, емкой, но в то же время относительно краткой. Объем бизнес-плана находится в зависимости от цели (проекта), но главное – он должен конкретно характеризовать и конечную цель, и все направления деятельности фирмы, в следствии реализации которых будет обеспечено достижение цели. Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько (3–5) лет, но на первый год он должен быть определенным плановым документом.
В предпринимательской практике и научной литературе нет однозначного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана, что объясняется, в первую очередь, теми целями, на решение которых направлен разрабатываемый бизнес-план; во-вторых, предметом избранной предпринимателем области деятельности; в-третьих, стратегией развития компании и другими факторами. Конечно, структура бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером фирмы, целью разработки бизнес-плана, которую должны выполнять (заполнять), например субъекты малого предпринимательства, желающие получить по лизингу оборудование. Федеральной службой по несостоятельности и экономическому оздоровлению предприятий разработана типовая структура бизнес-плана, о котором нужно иметь следующие сведения: общая характеристика предприятия, краткие сведения по плану финансового оздоровления, анализ экономического состояния предприятия, мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержки эффективной хозяйственной деятельности, рынок конкуренции, деятельность в области маркетинга, производства, экономического плана.
Очевидно, что чем крупнее фирма, чем сложнее ее финансовая деятельность, тем полнее и обоснованнее должна быть исследование разделов плана, соответственно, бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть существенно проще.
Состав и структура бизнес-плана зависят также от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и возможностей роста создаваемого предприятия, поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а при большом количестве конкурентов требуется изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, а, а значит, и усложнение структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты для более пристального исследования могут быть вынесены в особый раздел плана. В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана объяснения инвестиций, финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с какой-нибудь степенью конкретизации.
Жестко регламентированных форм и структуры бизнес-плана не существует. Однако, в большинстве случаев, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика товара предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия повеления компании на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется экономический проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия, маркетинговые исследования.
При создании собственного дела коммерсант должен составить план и предусмотреть в нем следующие разделы:
Раздел 1. «Цели и задачи предпринимательской договоры» – центральный в бизнес-плане.
Главная цель предпринимательского бизнеса – получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует прежде всего квалифицировать, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект вообще способен принести желаемую прибыль. При всем при этом, как и вообще при формировании бизнес-плана, важно учесть фактор времени. Другими словами, наряду с величиной ожидаемой прибыли надо знать, как она распределится во времени, не окажется ли прибыль слишком запоздалой с учетом потребности предпринимателя в денежных средствах и воздействия стагнации экономики, умаляющей значение абсолютного прироста денег.
При первоначальной оценке целесообразности предпринимательского проекта надо также учесть, что сумма получаемой прибыли должна быть существенно выше той, которую мог бы получить коммерсант, помещая затрачиваемые денежные средства на то же время в Сберегательный банк. Иначе есть смысл свести дело к этой простейшей экономической сделке.
Наряду с главной целью в поле зрения составителей бизнес-плана должны находиться и другие цели и задачи: специальные цели и задачи; повышение статуса предпринимателя; особенные задачи предпринимательства, в частности, благотворительность.
Раздел 2. "Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана». Данный раздел является сводным и предполагает собой основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он создается и уточняется по мере проработки плана, а заканчивается лишь после составления бизнес-плана в целом.
В сводном разделе представлены: генеральная цель проекта (договоры); краткая характеристика предпринимательского продукта, конечного результата намечаемого плана и их отличительные отличительные черты; пути и способы достижения поставленных целей; сроки осуществления проекта (сделки); затраты, связанные с его реализацией; прогнозируемая эффективность и результативность: область использования результатов.
Показатели обобщенного резюме: общие сводные критерии (объемы производства и реализации продукции и услуг; выручка; собственные и заемные средства; прибыль, рентабельность); специализированные (качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя; срок окупаемости вложений; низкая степень риска; гарантированность получения планируемого результата).
Раздел 3. «Характеристики продуктов, продукта, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю». Здесь должны быть зафиксированы наглядные данные, дозволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец) или его характеристики: описания, модели, фотографии и т.д.; сведения о круге покупателей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять (прогноз платежеспособного спроса на продукт; данные о регионах, группах населения, организациях, которые предпочтительно, исходя из анализа и прогноза, станут покупателями и потребителями товара; данные о динамике прогнозируемого потребления товара по временным периодам с учетом факторов, влияющих на изменение потребностей в данном продукте); прогноз цен, по которым предполагается реализовать продукт предпринимательской деятельности.
Раздел 4. «Анализ и оценка конъюнктуры товарного рынка сбыта, спроса, объемов продаж» – непосредственное продолжение изучения потребностей и прогнозирования цен. Здесь предопределяются объемы производства и продаж продуктов по временным периодам реализации предпринимательского проекта.
Исследование, анализ, оценка рынка в процессе очистки бизнес-плана опираются, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой – на подготовительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми сбытовыми организациями.
Разные ситуации возникают исходя из размеров и сроков проектов. В случае кратковременных мелких проектов можно с высокой степенью достоверности установить круг потребителей, потребителей предпринимательского продукта, что позволит сделать вывод об объемах продаж.
При долговременных больших предпринимательских проектах возникает более сложная ситуация, и изменения спроса на предпринимательский товар, его продаж, пользования будут определяться при составлении бизнес-плана на основе предположений, оценок, расчетов, прогнозов. Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен учитывать способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.
При разработке данного раздела нужно будет также учитывать наличие других предпринимателей, знать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политическому деятелю. С этой целью работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции.
Раздел 5. «План (программа) действий и организационные меры». Его содержание во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, экономическая). Программа предпринимательских действий обычно включает: маркетинговые усилия (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов); притворение в жизнь производства в случае производственного предпринимательства; закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенно применительно к платному предпринимательству); обслуживание покупателя в процессе продажи товара и после продажи. Организационные меры – обязательная часть программы действий, включающая: способы управления реализацией бизнес-плана; организационные структуры управления планом; методы координации действий исполнителей. В числе организационных мер – меры по установлению специальных вариантов оплаты и стимулирования труда; набору и подготовке кадров (например, только повременная оплата, отложенные выплаты, так называемое кадровое обеспечение); учету, контролированию и др.
Раздел 6. «Ресурсное обеспечение сделки». Раздел включает сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для притворения в жизнь предпринимательского проекта, об источниках и способах их получения.
Ресурсное обеспечение охватывает: материальные ресурсы (которые были использованы, полуфабрикаты, сырье, энергия, здания, оборудование и др.); трудовые, финансовые (текущие денежные средства, капиталовложения, займы, ценные бумаги); информационные ресурсы (статистическая, научно-техническая информация).
В этом разделе плана дается качественная и количественная оценка основных и используемых средств производства, а также нематериальных активов. Описываются земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, автотранспортные средства, инструменты и др. Устанавливается количество требуемых машин, их производительность, мощность, размер производственных площадей и другие количественные величины.
Далее рассматривается, какие источники сырья будут применяться и в каких количествах.
Затем описываются нематериальные активы: права на объекты промышленной, интеллектуальной собственности, на природные ресурсы, которые будут использоваться предприятием в производственной и коммерческой деятельности.
Чтобы кампания действовала эффективно, необходимо особое внимание уделить проблемам подбора и оценки персонала:
– квалифицировать ближайшие потребности фирмы в персонале, принимая в расчет их неизбежные изменения по мере развития бизнеса;
– квалифицировать, какого рода сотрудники будут способны выполнить те или иные функции;
– проанализировать отношения между сотрудниками группу, а также то, какие будут устанавливаться для них задачи.
Важно подробно объяснить, как будет проводиться набор сотрудников, их подготовка и оплата труда. Обязана быть дана полная характеристика личных и деловых качеств управляющего состава фирмы, от которого будет полностью находиться в зависимости сформулированное в бизнес-плане концепции развитие фирмы.
Далее производится расчет финансовых ресурсов. Любой коммерсант, начиная свой бизнес, должен ответить на три ключевых вопроса:
– сколько активов необходимо привлечь и каков должен быть их оптимальный состав для приобретения поставленной цели;
– где найти источники финансирования деятельности предприятия и каков их оптимальный состав;
– как организовать управление финансовой деятельностью, которая дала возможность бы обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Раздел 7. «Эффективность сделки». Это заканчивающий раздел бизнес-плана. В числе сводных показателей эффективности, в первую очередь, показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, предусматривается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). Здесь же целесообразно изучить долговременные последствия предпринимательской сделки.
Особое внимание при разработке бизнес-плана необходимо обращать на краткое резюме – краткое изложение того, что содержится в бизнес-плане. Этот документ определяет, будет ли заинтересованное лицо или банковский работник читать другие разделы бизнес-плана. Несмотря на краткость, резюме должно охватывать все разделы бизнес-плана.
Рекомендовано, чтобы резюме содержало следующую информацию:
1. Название предприятия и его юридический адрес. Лицо для контакта, его телефонный аппарат.
2. Тип бизнеса.
3. Цель бизнеса.
4. Необходимый (требуемый) заем.
5. Цель займа.
6. Имеющиеся активы.
7. Продукт – товарный рынок (краткая характеристика продукта, реальные возможности для его реализации).
8. Управление (краткая характеристика основного собственника и его помощников).
9. Финансовые планы.
10. Цели роста объемов продаж и прибыли.
В бизнес-плане обязан быть проработан вопрос и определена схема расчета такого минимального объема производства продукции, который бы обеспечивал безпроигрышную работу предприятия.
График достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-многократные и условно-повременные издержки). Издержки предприятия разделяются на постоянные и переменные. Переменные издержек увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объема производства и количества продаж. Постоянные издержки не зависят от объема производства и продаж. В большинстве случаев переменные затраты включают главным образом стоимость основных материалов и оплату труда основного персонала, а все другие издержки могут рассматриваться в качестве многократных.
Когда объемы производства и продаж низкие, предприятие становится убыточным, так как постоянные затраты могут быть разделены только на сравнительно небольшое количество единиц товара. Когда объем производства и выручка от продаж возрастают, у предпринимателя появляется возможность получить прибыль. В таком случае постоянные затраты могут быть покрыты годовым доходом от продаж большого количества единиц продукта.
Существует точка объема продаж, при которой величина всех затрат на производство равна выручке от продаж. Этот размер прибыли называется точкой безубыточности. Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет соблюдать производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности. Только в этом случае проект начинает давать доход. Статья размещена в рубрике: Ремонтно-строительные работы