Результаты деятельности фирмы
Прибыль фирмы. Ее формирование, товародвижение и использование. Виды прибыли Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности компании выражается в достигнутых финансовых результатах. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) предполагает собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение дохода. Следовательно, получение прибыли – непосредственная цель предприятия.
Прибыль предприятия является важнейшей финансовой категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый достаток, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыль характеризует финансовый эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные приток средств превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только экономическим результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной дохода, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения сотрудников.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Но получить доход предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребности и получение прибыли — следующая: нельзя получить доход, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности.
Потребности, к тому же, подразделяются на потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит нужде и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает конкретный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле доход –непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно – результат его деятельности.
В общем виде формулу прибыли можно предположить в следующем виде:
где: П – прибыль предприятия, руб./год;
В – выручка от реализации созданной продукции, руб. / год;
3 – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб. / год.;
Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб. / год.;
Ш – штрафные санкции, руб. / год.
Выручка от реализации характеризует общий экономический результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг). В западной литературе этот показатель считают валовой выручкой.
Выручка от реализации является одним из важнейших показателей финансовой деятельности, по которому определяют рейтинг фирмы.
Согласно с Налоговым кодексом РФ классификация доходов выглядит следующим образом:
1. Доходы от реализации продуктов (работ, услуг) и имущественных прав.
2. Внереализационные доходы.
Доходом от реализации признаются выручка от реализации продуктов (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Внереализационными признаются приток средств:
1) от долевого участия в других организациях;
2) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) заграничной валюты от официального курса, установленного Центральным Банком РФ на дату перехода права собственности на заграничную валюту;
3) в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения трат своих стредств или ущерба;
4) от сдачи имущества в аренду;
5) от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности;
6) в виде процентов, полученных по договорам кредита, кредита, банковского счета, банковского вклада;
7) прочие.
Выручка (валовый доход) от реализации должен быть начислена двумя методами: кассовым методом и методом начисления.
При кассовом методе датой получения доходов является день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства.
При способе начисления предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат по моменту отгрузки продукции (ведения работ, услуг), что оформляется соответствующими документами об отгрузке.
Выручка от реализации определяется по формуле:
где: Ni – количество произведенной и реализованной потребителям i-й продукции в естественном выражении;
Цi. –цена реализации i-й продукции, руб.;
п – количество позиций реализуемой продукции, шт.
Разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и издержками на производство реализованной продукции (работ, услуг) называется валовой прибылью от реализации.
Валовая прибыль от реализации (доход от реализации продукции, работ, услуг) является важным финансовым результатом. Этот результат используется при принятии финансовых решений фирмы. Фирма имеет расходы как связанные, так и не связанные с основной деятельностью, что учитывается при определении общего финансового результата ее деятельности.
Общий финансовый результат (доход, убыток) на отчетную дату получают балансированием общей суммы всех прибылей и всех убытков, который считают балансовой прибылью.
В балансовую прибыль включают: прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг; доход (убыток) от реализации товаров; прибыль (убыток) от реализации материальных оборотных средств и других активов; доход (убыток) от реализации и прочего выбытия основных средств; доходы и потери от валютных курсовых разниц; доходы от ценных бумаг и других долгосрочных экономических вложений, включая вложения в имущество других предприятий; расходы и потери, связанные с финансовыми операциями; внереализационные доходы (потери).
В большинстве случаев, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Доход от реализации имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает дохода (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.
Перечень внереализационных прибылей (трат своих стредств) предприятия разнороден и довольно обширен. Это доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, приток средств от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других видов санкций, прибыль прошлых лет, обнаруженная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в заграничной валюте, проценты, полученные по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.
К расходам и потерям относятся:
– убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания неисправимой дебиторской задолженности;
– недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации;
– негативные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;
– судебные издержки и арбитражные сборы и др.
Прибыль от реализации продукции находится в зависимости от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, способность конкурировать продукции, уровень организации производства и труда и др.
К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на употребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др. Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, совершенствование качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
Балансовая прибыль после ее получения подлежит товародвижению, под которым понимается ее направление в бюджет и по статьям использования на предприятии.
Основные принципы товародвижения прибыли следующие:
– прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и экономической деятельности, распределяется между предприятием и государством;
– прибыль для государства поступает в сообразные бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены;
– величина прибыли предприятия, оставшейся в его постановлении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Согласно с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального предназначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Из балансовой прибыли в соответствии с законодательством о налогах на прибыль производятся неотъемлемые платежи.
Балансовая прибыль за минусом налогов называется чистой прибылью.
Если затраты и штрафы в значительной мере находятся в зависимости от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, – это внешние условия хозяйствования. Налоговая система, действующая в настоящее время в России, достаточно слишком большая и дифференцирована на федеральный, республиканский и местный уровни.
Предприятие должно уплачивать:
– на федеральном уровне – налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды и группы продуктов; отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геологопоисковым работам по полезным ископаемым; подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; гербовый налог; казенную пошлину;
– на республиканском уровне – налог на добычу природных ресурсов в виде акцизов; акцизы на бензин, моторное топливо, газ; налог на имущество предприятия; плату за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
– на местном уровне – местные налоги: налог на строения, помещения и здания; земельный налог; промысловый налог; сбор за регистрацию предпринимательской деятельности физических лиц; налог на рекламу; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор с аукционных продаж и др.
Следует различать бухгалтерскую и экономическую доход. Бухгалтерская прибыль
– разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и платой за ресурсы генпоставщиков (разница между выручкой от реализации и так называемыми внешними издержками – отличными от внутренних, т.е. внутрифирменных, издержек).
Экономическая доход – разница между суммарной выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и всеми издержками вместе с нормальной прибылью предпринимателя.
Экономическая доход гораздо меньше бухгалтерской прибыли.
Предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль владеет четырьмя степенями свободы:
– установлением цен;
– формированием затрат;
– формированием объемов продукции;
– выбором номенклатуры и ассортимента продукции.
Таким же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, в следствии этого каждое предприятие должно учитывать не только собственное поведение на рынке, но и поведение конкурентов.
В условиях рынка изготовители продукции конкурируют за то, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности покупателей, потребителей – только в данном конкретном случае они могут удержать или даже укрепить свои позиции на рынке. Прибыль предприятия является целью функционирования любых предприятий, работающих по условиям товарного рынка, в противном случае они вынуждены уйти из производственно-хозяйственной деятельности, уйти из экономической сферы как неосновательные.
Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению дохода. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
– увеличение выпуска продукции;
– совершенствование качества продукции;
– продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;
– снижение себестоимости продукции за счет более рационального применения материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;
– диверсификация производства;
– расширение товарного рынка продаж и др.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение затраты производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.
Издержки предприятия разделяются на многократные и переменные. Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объема производства и количества продаж. Постоянные издержки не зависят от объема производства и продаж. В большинстве случаев переменные затраты включают главным образом стоимость основных материалов и оплату труда основного персонала, а все другие издержки могут рассматриваться в качестве многократных.
Когда объемы производства и продаж низкие, предприятие становится убыточным, так как постоянные затраты могут быть разделены только на сравнительно небольшое количество единиц товара. Когда объем производства и выручка от продаж возрастают, у предпринимателя появляется возможность получать прибыль. В данном конкретном случае постоянные затраты могут быть покрыты годовым доходом от продаж большого количества единиц продукта.
Присутствует точка объема продаж, при которой величина всех затрат на производство равна выручке от продаж. Этот размер прибыли называется точкой безубыточности. Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет соблюдать производство и реализацию товара в объеме, превышающем порог безубыточности. Только в этом случае проект начинает давать доход.
Точка безубыточности в натуральном выражении по производству и реализации конкретного изделия (Тб) определяется отношением всех многократных затрат по производству и реализации конкретного изделия (Зпост) к разности между ценой (Ц) и переменными затратами на единицу продукта (Зуд.пер.),
Точка безубыточности в стоимостном выражении – это произведение критического объема производства в натуральном выражении и цены единицы продукции.
Запас финансовой прочности демонстрирует, насколько можно сократить реализацию (производство) продукции, не неся при этом убытки.
Запас финансовой прочности в естественном выражении рассчитывается как разность между фактическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении и критическим объемом реализации в естественном выражении.
Запас финансовой прочности в стоимостном выражении рассчитывается как разность между практическим объемом реализации в стоимостном выражении (выручкой) и критическим объемом реализации в стоимостном выражении.
Расчет точки безубыточности широко используется при планировании прибыли, определений финансового состояния предприятия и всегда должен находиться в расчетах по бизнес-плану.
Статья размещена в рубрике: Другое