Ключевые стратегии успеха предпринимательской деятельности.
Идея и цели создания собственного дела
Успех любого предприятия находится в зависимости от удачного выбора сферы деятельности, правильного определения стратегии и тактики в управлении предприятием.
Опыт быстро увеличивающихся компаний у нас в стране и за рубежом показывает, что наиболее предпочтительными являются следующие сферы:
а) оказание многообразных деловых услуг в области предпринимательства;
б) общественное питание;
в) торговля потребительскими продуктами;
г) ремонт автомобилей;
д) строительство жилья.
Наиболее быстрыми темпами наращивают свои обороты банки, предприятия, производящие электронную технику, компьютеры и конторское оборудование, посуду и разнообразную тару.
При выборе сферы бизнеса надо соблюдать ряд требований, которые, по мнению иностранных предпринимателей, гарантируют успех.
Постарайтесь захватить монополию на какой-то вид изделий или услуг, преобладать на рынке благодаря своим патентам и продукции, не имеющей аналогов.
Если предприятие осуществляет коммерцию или коммерческое посредничество, то его доля в приросте объема обязана быть достаточно велика.
Рост бизнеса должен быть относительно независимым от фазы экономического цикла.
Иными словами, и в периоды спада производства необходимо обеспечить рост оборота.
Предприятие нуждается в постоянно повышенной норме прибыли и темпах роста заказов; важно, чтобы доля повторных заказов на продукцию была большой.
Предпочтительно, чтобы предприятие функционировало в такой сфере бизнеса, о которой мало пишут в отчетах о биржевых операциях.
Выберите такую сферу хозяйственной деятельности, где многое зависит от таланта руководителя.
Необходимо постепенно создавать рынок для своей продукции, а не пытаться всеми силами удержать старый рынок или его часть. Создать товарный рынок можно путем выпуска все более широкого набора изделий или оказания все более разнообразного ассортимента услуг.
Идеальным вариантом для предпринимательства является новая сфера, поскольку первые предприятия находятся в более выгодном положении, чем последующие. Компания, которая начинает функционировать первой, имеет возможность привлечь на свою сторону заказчиков, определять ассортимент и цены. Однако любая фирма должна иметь запасную нишу, на которую можно переориентироваться.
Начинающий бизнесмен должен знать, что существуют не разрешенные для частного предпринимательства сферы деятельности, например, производство наркотиков или оружия. Существуют и чисто финансовые ограничения на проникновение в ту или иную отрасль, так называемые входные барьеры: высокий уровень начальных капитальных вложений, длительный срок окупаемости вложенных средств, неопределенность в получении коммерческого результата, отсутствие дохода даже при нормальном течении производственного процесса (в образовании и социальном вспомоществовании). Наличие предписанных и иных ограничений препятствует развитию частного бизнеса.
При создании нового предприятия прежде всего нужно будет оценить общую экономическую ситуацию, конъюнктуру. Вложения финансовых средств не следует делать в период спада, нужно будет правильно выбрать не только сферу, но и время начала деятельности.
Экономические ситуации отличаются не только во времени, но и в территории . Нередко отдельные регионы переживают бурное развитие, а в других наблюдается застой.
Соответственно предприниматели и проявляют себя: их активность тяготеет к развивающимся регионам.
Решая вопрос о выборе сферы производства, надо отдать предпочтение той деятельности, которая соответствует имеющимся ресурсам, техническим возможностям, опыту, знаниям, организаторским способностям предпринимателя. Необходимо учесть примерный размер средств, которые могут быть вложены в производство. При этом следует учесть также скорость возврата вложенных экономических ресурсов. В отраслях с коротким производственным циклом денежные средства возвращаются довольно быстро, в отличие от секторов экономики с длинным производственным циклом. Гарантировать успех новому предприятию может обладание каким-либо уникальным ресурсом (сырьем), идеей, исследованием, производственным и организационным опытом.
Отправной точкой в предпринимательстве и создании нового предприятия является идея нового товара или услуги. Где взять такую идею? К ней можно прийти самостоятельно, перерабатывая информацию из разных источников или в ходе целенаправленного креативного поиска, но можно заимствовать уже готовую идею и дать ей новую жизнь путем приобретения новых предприятий.
Самым полезным источником новых бизнес-идей являются отзывы потребителей, оценка продукции, производимой конкурентами, мнения работников торговли, публикации в разнообразных печатных источниках, а также НИОКР.
В поисках новых бизнес-идей предприниматели уделяют все больше внимания мнению потребителей, поскольку конечная цель производства всякого продукта или услуги – это именно удовлетворение запросов потребителей. При этом одни предприниматели стараются просто учесть все небезинтересные мысли, высказываемые друзьями, родственниками, коллегами в неформальной обстановке, другие организуют специальные каналы обратной связи с потребителями.
Коммерсант должен также очень внимательно относиться к товарам и услугам, предлагаемым другими фирмами. В результате подобного сравнения нередко выясняется, что тот или иной товар или услугу можно улучшить, и эта идея ложится в основу нового предприятия.
Мнения сотрудников торговой сети и сбытовых отделов предприятий – это также ценный источник новых бизнес-идей. Благодаря знанию потребностей рынка торговые работники нередко могут подсказать что-то сознательно новое. Они могут также оказать содействие в маркетинге новой идеи или продукции.
Источником идеи может стать изучение запатентованных изобретений. У нас в стране существует сеть технологических библиотек, где концентрируются информационные листки патентных бюро. Изучение патентов может натолкнуть на новые небезинтересные идеи.
Таким источником могут стать публикации отраслевых и реферативных журналов по отраслям промышленности, экономические газеты, газета «Комерсантъ» и иные издания.
Плодотворнейшим источником новых бизнес-идей является собственная научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность предпринимателя.
Выработать новую идею чрезвычайно трудно, хотя существуют специальные методы, дозволяющие это сделать. К ним относятся целевые обсуждения, метод «мозговой атаки», обсуждение списка «слабых мест».
Способ целевого обсуждения заключается в проведении совещания, направляемого ведущим, главная задача которого – вовлечь всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию. Целевые обсуждения оказываются полезными не только для разработки новых идей, но и для оценки их перспективности.
Метод «мозговой атаки» также широко применяется при выработке новых бизнес-идей. В основе этого способа лежит пробуждение творческой инициативы. Для этого необходимо поместить человека в необычные условия – сделать его участником игры или дискуссии с составляющими игры, вырвать из привычной обстановки. Большинство предложенных идей не найдут применения, но среди них будет хотя бы одна – две на самом деле интересных мысли.
При использовании этого метода следует строго придерживаться следующих правил: Практически никаких критических замечаний – авторы идей не должны стесняться высказываться. Следует поощрять свободный полет мысли.
Идей могут быть высказано как можно больше: чем больше идей, тем выше вероятность того, что среди них попадется что-то дельное. Предпочтительно, чтобы участники обсуждения подхватывали идеи, высказанные другими, комбинировали и развивали их.
«Мозговая атака» должна проходить весело, с элементами игры, на нее не следует приглашать специалистов по обсуждаемой ошибке.
Обсуждение списка «слабых мест» – еще один метод выработки новых идей, который во многом напоминает способ целевых обсуждений, только в одном случае участники совещания сами предлагают новые идеи, а в другом – им просто предлагают заблаговременно составленный список возможных «слабых мест» у продукции, относящейся к предложенной товарной группе. Этот способ часто дает эффект, так как привязывать известные товары к готовому списку «слабых мест» и приблизиться к пониманию того, что хочет покупатель, гораздо легче, чем придумать совершенно новый продукт «с нуля». Этот метод лучше использовать для первичных прикидок, а затем проводить более глубокое изучение по полученным предложениям.
После того как предприниматель остановится на какой-либо идее, он должен постепенно продумывать ее, развивать и не оставлять до тех пор, пока не достигнет цели. Итак, идея реализуется в целях – в организации конкретного вида бизнеса.
Без поставленной ближайшей (тактической) и отдаленной (стратегической) цели нечего и думать пускаться в плавание, называемое предпринимательством, где предпринимателя ожидают рифы и штормы (риски), а может накрыть и «девятый вал» (банкротство).
Невыполнимо заниматься предпринимательством, не зная реально достижимой цели, которая была бы понятна и подчиненным, и потребителям результатов вашей деятельности (продуктов, услуг). Цель должна быть четко сформулирована самим предпринимателем, руководителем организации, чтобы довести ее до всех работников, которые воплощают вашу цель в конкретные результаты труда. Если предприниматель одновременно является и консультантом , то с еще большей ответственностью должны отнестись к формулированию цели (целей).
Формулируя цель предпринимательской организации, необходимо учитывать как иностранный опыт, так и отечественный, особенно дореволюционный.
Приступая к созданию собственного дела, целесообразно помнить следующее:
1. К цели ведут только ясные цели. (Например, нельзя сформулировать цель следовательно: «качество наших товаров надо повысить». Каких товаров? Насколько повысить? За счет чего? Качество можно повысить, но затраты производства резко возрастут, поэтому при продаже товаров предприниматель не получит необходимый объем прибыли для развития фирмы.
А значит, формулировка цели должна содержать:
а) количественные показатели, которые фирма должна достичь, но нужно учитывать поведение конкурентов, покупателей, сегмент товарного рынка, рыночные ниши;
б) срок, в течение которого цель должна быть достигнута (или этапы);
в) результаты, которые получат компания и сотрудники;
г) привлечение ответственных исполнителей;
д) определение затрат на достижение этой цели и условий притворения в жизнь цели.
2. Чем ближе цель, тем больше она мобилизует, иначе говоря, краткосрочные цели в большей степени, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации, но при всем при этом нельзя упускать из виду решение долгосрочной цели. Что лучше: синица в руках или журавль в небе? Здесь вопрос об управлении предпринимательской фирмой – диалектическое хитросплетение тактики и стратегии. Но нужно помнить об очень важном выводе, к которому многие из нас пришли на практике: «кто берется за все, в первую очередь ничего не достигнет!»
3. Цель (или цели) фирмы должна(ы) быть сконцентрирована(ы) на самом важном – ваши продукты должны удовлетворить потребность (потребности), не удовлетворенную другими товарами. Если данная потребность уже удовлетворена, нужно будет возбудить спрос на вашу продукцию другими средствами (мерами), т.е. сформировать новый спрос, новый рынок.
Эта цель – самая главная, самая важная, характеризующая на равновесном рынке, но цель формализована – удовлетворение неудовлетворенных потребностей. Нужно постоянно быть готовым ответить на вопросы: есть ли потребность в вашей основной продукции (работах, услугах)? Какая продукция, в какой форме пользуется спросом? Каков этот спрос сегодня? Каким он будет завтра, в возможности?
В обществе свободной рыночной экономики, к которому мы стремимся, высшая цель любой предпринимательской организации – формирование необходимостей рынка, удовлетворение спроса покупателей (потребителей). Но потребности нужно ранжировать по степени удовлетворенности, значимости, рентабельности, выгодности и т.д.
4. Цели нужно соизмерять с потенциалом организации, ее техническим, интеллектуальным, кадровым, финансовым уровнем и сырьевыми вероятностями.
5. Цель (цели) необходимо конкретизировать в мероприятиях, при этом должно быть понимание целей и мероприятий другими работниками, т.е. они должны быть убеждены в целесообразности достижения этой цели. Чем больше сотрудников фирмы имеет возможность принять участие и выборе и постановке цели, тем выше будет результат при ее реализации.
После того как четко сформулирована цель, предприниматель может обратиться к созданию собственного дела.
Организация собственного дела при наличии соответствующих материальных, финансовых и других возможностей может быть осуществлена при помощи следующих форм: приобретение (покупка) предприятия, аренда предприятия в целом как имущественного комплекта, используемого для притворения в жизнь предпринимательской деятельности, использования метода франчайзинга и учреждения собственного дела в конкретной организационно-правовой форме.
Коротко расскажем об отдельных путях создания собственного дела.
Одной из форм создания собственного дела является приобретение предприятия (бизнеса), а затем государственная регистрация этой предпринимательской договоры. Собственник продаваемого предприятия по договору продажи предприятия в соответствии с ГК РФ должен передать в собственность потребителя предприятие в целом как имущественный комплекс. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и остановкой вещных прав.
В состав предприятия как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, входят все виды имущества; уготованные для этой деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также право на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, а также иные исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и другие свойства индивидуализации продавца предприятия и его продуктов, работ или услуг, а также принадлежащие ему на основании лицензии права использования таких средств индивидуализации переходят к потребителю, если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, который заполняется в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Другой формой организации собственного дела является аренда предприятия по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Согласно с договором аренды предприятия арендодатель (собственник предприятия) обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и иные входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором; запасы сырья, топлива, материалов и другие используемые средства, иные имущественные права, связанные с предприятием; права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию.
Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей предпринимательской деятельностью, не подлежат передаче арендатору, однако в соответствии с Законом «О лицензировании» право лицензии должен быть в установленном порядке переоформлено на арендатора.
Франчайзинг представляет собой соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными коммерсантами, производственными или функционально-операционными компаниями. Сущность франчайзинга состоит в таком методе ведения предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер представляет своему партнеру (франчайзи) право совершать определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. При всем при этом франчайзи обязуется соблюдать предписанные стандарты и качество проектов. Франчайзер консультирует партнера в момент выбора сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании.
Предпринимательская деятельность, организованная по методу франчайзинга, считается прогрессивной и динамичной формой организации бизнеса. Присутствуют три основных вида франчайзинга: товарный, производственный, деловой. Товарный франчайзинг – такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу продуктов с ее торговой маркой. Производственный франчайзинг – передача технологии партеру для производства продукции. Этот вид фраччайзинга за рубежом максимально широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Деловой франчайзинг является наиболее популярным видом франчайзинга. В этом случае франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под его именем.
Франчайзинг открывает широкие возможности для предпринимателей. Используя франчайзинг, фирма-франчайзер получает возможность широкого и быстрого роста своего бизнеса, не прибегая к кредитам. Франчайзинг позволяет производителям совершать больший контроль над условиями реализации своей продукции. В то же время франчайзинг дает предпринимателю возможность начать собственное дело, воспользовавшись опытом, знаниями и поддержкой со стороны франчайзера.
Статья размещена в рубрике: Интересное