Виды налогов и сборов, уплачиваемых коммерсантами.
Общая характеристика налоговой системы РФ Налоги — неотъемлемый элемент государства в условиях рыночных отношений. Знание налогового законодательства необходимо каждому бизнесмену, поскольку, занимаясь предпринимательской и коммерческой деятельностью, он должен четко знать, какие налоги расплачиваться, сколько и когда. Вместе с тем в России, проходящей сложный путь рыночных реформ, налоговая система располагаться в стадии становления. Существует множество разнообразных налогов и сборов, в исчислении которых порой нет ясности. Положение усложняется отсутствием стабильности в налоговой сфере, когда одни налоги заменяются другими.Функционирующая сегодня налоговая система введена с 1 января 1992 г. Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (27 декабря 1991 г.). В настоящее время вместо этого Закона функционирует Налоговый кодекс РФ (НК РФ) — первая и вторая части.
Налоговый кодекс РФ (часть первая) определил систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разных уровней, общие принципы налогообложения, права и прямые обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также формы, методы налогового контроля и ответственность за совершение налоговых преступлений. НК РФ (часть вторая, раздел VIII) посвящен порядку исчисления и уплаты в бюджет НДС, акцизов, платежей с доходов физических лиц и единого социального налога. За десятилетний период своего функционирования налоговая система Российской Федерации претерпела определенные изменения из-за неустойчивости экономического развития, стагнации экономики, а также несовершенства первоначальных разработок. При всех недочетах она в основном отвечает требованиям рыночных взаимоотношений, устанавливая единые правила налогообложения для всех участников этих отношений.
Как определяет НК РФ (ст. 8), налоги – это неотъемлемые, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечивания деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды делают две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция заключается в изъятии у предпринимателя и отдельных граждан части принадлежащей им себестоимости в казну государства. Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление финансового ресурса, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос. Регулирующая функция проявляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и политики руководства налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов – налоговых ставок, льгот, способов обложения, санкций. Государство придает налоговому механизму юридическую форму при помощи налогового законодательства.
Изменяя налоговые законы в соответствии с экономическими процессами, государство получает возможность сформировывать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ.
А значит, налоги выступают наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством. Это достигается, если налоговый механизм гарантирует:
– равные экономические условия для всех юридических лиц любых организационно-правовых форм независимо от прибыльности;
– заинтересованность предпринимателя в получении дохода;
– стимулирование предприятий в развитии производства, ускорении технологического прогресса, решении социальных задач.
В процессе исторического развития общества и государства возникает и используется множество налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д. Разнообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от различных операций, воздействуя, таким образом, на разные стороны хозяйственной деятельности.
Совокупность всех неотъемлемых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения и составляют налоговую систему. Построение ее определяется уровнем экономического развития страны, казенной политикой, проводимой на различных этапах. В целом налоговая система подчиняется интересам тех социальных групп и партий, которые в какой-нибудь момент находятся у власти.
В Российской Федерации все обязательные платежи по закону разделены на три коллектива в зависимости от органа, который их устанавливает и изымает: федеральные, региональные местные. Кроме этих групп функционирует единый социальный налог, формирующий государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного врачебного страхования.
Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации. Они имеют решающее значение как главный ресурс отечесвенного государства, и в консолидированном бюджете РФ на их долю приходится более половины всех налоговых поступлений (без учета передачи налоговых доходов в нижеследующие бюджеты). В этот момент регулирующая роль этих налогов в рыночных отношениях России пока еще слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют для начала фискальные цели, отсюда вытекает их высокая тяжесть, а нестабильность экономики мешает действию налогового механизма как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако в в последнее время при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующую роль.
Законодательные акты России устанавливают перечень федеральных налогов, размеры их ставок, объекты обложения, плательщиков, льготы, порядок зачисления налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. К этой категории налогов относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– таможенные пошлины;
– налог на доходы физических лиц;
– налог на доход предприятий и организаций;
– единый социальный налог;
– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– налог на операции с ценными бумагами;
– налог на игорный бизнес;
– государственная пошлина;
– налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения;
– плата за потребление водными объектами;
– налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в заграничной валюте, и некоторые другие (всего 17 налогов и сборов).
Почти все федеральные налоги, кроме налога на приток средств физических лиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, и некоторых других, взимаются согласно с налоговым законодательством с юридических лиц. Полностью в федеральный бюджет Российской Федерации в 2001 г. поступают: НДС; акцизы на нефть; акцизы, ввозимые на территорию России; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; платежи за пользование водными биологическими ресурсами и ряд других. Другие федеральные налоги, называемые регулируемыми доходами бюджета, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в конкретных соотношениях, которые устанавливаются Федеральным собранием при принятии федерального бюджета на финансовый год.
Региональными налогами соглашаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и вводимые в действия решениями субъектов РФ. Они обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ характеризуют следующие элементы налогов: налоговую ставку (в пределах, предоставленных федеральным законом), порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; лесной налог; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для конкретных видов деятельности.
Информация о нормативных правовых актах об установлении и отмене региональных налогов и сборов направляется органами казенной власти субъектов РФ в Министерство финансов РФ и Министерство по налогам и сборам РФ. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления не имеют права введения на подведомственной им территории добавочных налогов и сборов. Местные налоги и сборы служат дополнением к действующим федеральным и региональным налогам. К ним относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий; налог на рекламу и др.
Местные налоги очень разнообразны, в следствии этого они затрудняют работу налоговых органов и усложняют расчеты с плательщиками. Четыре платежа (первые из перечисленных) обязательны и действуют на всей территории России. Для них центральная власть характеризует и максимальные ставки, а Министерство по налогам и сборам РФ для налога на имущество с физических лиц и земельного налога разрабатывает наставления.
Статья размещена в рубрике: Интересно почитать