Налог на прибыль предприятий и организаций

В блоке налогов с юридических лиц, являющих собой прямые налоги, выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на доход предприятий и организаций» (27 декабря 1991 г.), действующий с 1 января 1992 г., взамен налога с доходов кооперативов и нормативного отчисления в бюджет с доходов предприятий ряда отраслей, а также налога на прибыль, введенного в 1991 г.

Налог на доход во всех странах имеет два аспекта: фискальный и регулирующий. Это важный доход бюджета. В консолидированном бюджете России, объединяющем бюджеты уровней власти, налог на прибыль обеспечивает не более одной десятой всех поступлений. Этот налог служит также финансовым инструментом регулирования экономики.

Изменяя обложение прибыли юридических лиц, государство способно с использованием ставок, порядка расчета налоговой базы, налоговых льгот и санкций оказать серьезное влияние на динамику производства: либо подстегивать его развитие, либо сдерживать движение вперед.

Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории России.

Плательщиками налога на доход являются:
– юридические лица (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия и организации с иностранными вложениями, а также международные объединения;
– коммерческие банки и другие кредитные учреждения, включая банки с участием иностранного финансового ресурса, получившие лицензии в России, а также Банк России и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулировкой денежного обращения;
– страховые организации, получившие лицензии в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью;
– малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм, реализующие произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, а также малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (по Закону 1995 г.) и уплачивающие единый налог на вмененный денежный доход. Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины. Доход от реализации основных средств и другого имущества предприятий и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов с учетом их переоценки, увеличенной на индекс инфляции, начисленный в установленном порядке. При этом остаточная стоимость применяется к основным фондам и нематериальным активам. Отрицательный результат от их реализации не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Доход (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и стоимостью покупки с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Рыночная цена акций и облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, а также максимальная граница колебаний рыночной цены устанавливаются Правилами Федерального органа, осуществляющего регулирование товарного рынка ценных бумаг, а убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены должно быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) соответствующей категории ценных бумаг.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются приток средств, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, а также другие приток средств (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, характеризуемые федеральным законом. Кроме того, в состав доходов включаются средства, полученные безвозмездно от других предприятий при недоступности совместной деятельности. Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций, по законам Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не срабатывают, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Для целей налогообложения валовая доход уменьшается на суммы:
– доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющих право собственника этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходы в виде процентов на ценные бумаги России, субъектов РФ, органов местного самоуправления;
– доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами России;
– доходов казино, другого игорного бизнеса, видеосалонов, от проката носителей с аудио- видеозаписями и иными программами и записями на них;
– прибыли от посреднических операций и сделок и от страховой деятельности, если ставка налога на доход, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль;
– доход от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также от реализации сделанной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства;
– дохода, полученной инвестором при исполнении соглашений о разделе продукции.

Валовая прибыль, полученная в инвалюте, суммируется с валовой прибылью в рублях. При этом приток средств в инвалюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день определения предприятием выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Налоговые льготы в РФ при обложении прибыли юридических лиц имеют большое социально-экономическое значение и действуют согласно с налоговым законодательством. Их можно дифференцировать на несколько групп:
1. Льготы, создающие условия для увеличения капитальных вложений. Так, доход предприятий сферы материального производства направляется на финансирование капитальных вложений производственного назначения, жилищного строительства для предприятий всех отраслей, а также на погашение займов банков, полученных и используемых на эти цели. Данная льгота предоставляется предприятиям при условии окончательного использования ими сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату. Выведены из-под обложения расходы за счет дохода на проведение предприятиями НИОКР, а также отчисления в Российский фонд фундаментальных исследований и в Российский фонд научно-технического развития, но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли.
2. Льготы, включающие освобожденную часть прибыли, которая затрачивается на содержание находящихся на балансе предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры, домов престарелых, коммунально-бытовой сферы и др. в пределах, установленных местными органами нормативов.
3. Льготы, предоставляемые малому бизнесу. Так, малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, производящие продовольственные товары, товары народного потребления и некоторые иные, помимо общих льгот освобождаются от налога на прибыль: в первые два года работы
– при условии, если выручка от предписанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), в третий и четвертый годы вносят налог в размере 25 и 50% от основной ставки соответственно, если выручка от предписанных видов деятельности составляет более 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
4. Освобождаются от обложения при определенных условиях отдельные группы плательщиков (религиозные объединения, общественные организации инвалидов, государственные и муниципальные музеи, библиотеки, театры, предприятия Федеральной службы лесного хозяйства России).

Помимо всего этого, предприятия освобождаются от уплаты налога на часть прибыли, направленной на покрытие имеющихся в предшествующем году убытков в течение дальнейших пяти лет, при условии, что убытки возникли от реализации продукции (работ, услуг), а также при условии полного применения на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов.
При большом разнообразии налоговых льгот законом предусмотрены для всех плательщиков лимитирования. Общая сумма налогов на прибыль не должна уменьшать фактическую сумму прибыли, исчисленную без учета налоговых льгот, гораздо больше на 50%.

После определения валовой прибыли юридическое лицо рассчитывает налогооблагаемую прибыль, которая равна разнице между суммой валовой дохода с учетом установленных законодательством вычетов и налоговыми льготами.

Ставка налога на прибыль предприятий и организаций ориентируется Федеральным законом РФ. С 1 января 1994 г. действуют две ставки: одна – для федерального бюджета, другая – для бюджетов субъектов РФ. В 2005 г. налоговая ставка установлена в размере 24%. При всем при этом:
– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Ставки налога на доход и состав налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Следовательно, расчет годовой суммы налога на прибыль определяется по формуле:
где: Н – годовая сумма налога на прибыль;
Пв – валовая доход, уменьшенная на суммы, предусмотренные законодательством;
Лн – налоговые льготы;
Сн – ставка налога на доход (11%+19% или 27%). Порядок исчисления налога на прибыль и сроки уплаты. Сумма налога определяется плательщиком самостоятельно на основе балансового учета и отчетности нарастающим итогом с начала года. Суммы налога вносятся по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для восприятия квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам – в десятидневный срок со дня, установленного для восприятия бухгалтерского отчета и баланса за год. В течение квартала все плательщики (кроме малых и бюджетных предприятий, имеющих доход от предпринимательской деятельности), производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период, с учетом предоставленных льгот и ставки налога, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Авансовые платежи вносятся всеми плательщиками не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.

Для контроля за верностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на прибыль предприятия представляют налоговым органам по месту своего нахождения до начала квартала справки о допускаемой сумме прибыли по установленной форме.

При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик, по согласовыванию с финорганом, может пересмотреть ее сумму и величину авансовых взносов в бюджет налога на прибыль и предположить справки об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной дохода, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную как следует из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в истекшем квартале.

В настоящее время все предприятия, кроме бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной ими дохода с учетом предоставленных налоговых льгот за предшествующий месяц и ставки налога. Расчеты налога по фактически полученной дохода направляются предприятиями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Плательщики налога на прибыль представляют в установленные сроки налоговым органам по месту своего нахождения расчеты налога от практической прибыли по форме, утвержденной МНС РФ, и бухгалтерские отчеты и балансы. Плательщики налога на прибыль предполагают в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты в порядке и сроки, установленные законодательством, и расчеты налога от фактической прибыли.

Помимо налога на прибыль действует налог на прибыль, которым облагаются:
– дивиденды, полученные по акциям, принадлежащим предприятию – акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в товародвижении прибыли предприятия-эмитента. Налог взимается у источника выплаты этих доходов по ставке 15%;
– приток средств от видеосалонов (видеопоказа), от проката носителей с аудио- видеозаписями,
игровыми и иными программами и записями на них облагаются по ставке 70%.
Статья размещена в рубрике: Информация

Меню сайта

адвокаты Москвы

Ремонтно-строительные работы

Другое

Интересное

Интересно почитать

Информация

Статьи

Карта сайта


Hosted by uCoz