Единый социальный налог
Единый социальный налог (взнос) – это налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ – и уготованный для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками данного налога соглашаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
– организации;
– индивидуальные предприниматели;
– физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные коммерсанты, адвокаты.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков-работодателей, производящих выплаты наемным работникам, признаются:
– выплаты и иные гонорары, начисляемые работодателями по всем основаниям, в том числе: вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным коммерсантам) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
– выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором;
– выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором как в денежной, так и в естественной форме;
– иные безвозмездные выплаты как в денежной, так и в натуральной форме (премии, стипендии, цена наград или призов), осуществляемые плательщиками-работодателями в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, если только эти выплаты не были произведены за счет средств, оставшихся в постановлении предприятия после уплаты налога на доходы организаций (налога на прибыль), или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального коммерсанта либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
Выплаты в натуральной форме не признаются объектом налогообложения в части сумм до тысячи руб. в расчете на одного работника за календарный месяц, если они выплачены в виде сельскохозяйственной продукции и (или) продуктов для детей.
К объектам налогообложения для налогоплательщиков – физических лиц (работодателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, включая гонорары по договорам гражданско-правового характера, выплачиваемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе выплаты, осуществляемые физическим лицом в отношении наемных работников, труд которых используется в личном (хозяйственном) хозяйстве в качестве домашних работниц, личных секретарей, шоферов, сторожей, нянь и др.
Объектом налогообложения для главы деревенского (фермерского) хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства – работодателей являются выплаты и вознаграждения, производимые в пользу наемных работников. Объектом налогообложения для главы крестьянского (фермерского) хозяйства является прибыль главы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая доход членов данного хозяйства.
Для индивидуальных коммерсантов, применяющих упрощенную схему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый как следует из стоимости патента.
Налоговая база налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предписанных выше, начисляемых работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и гонорары (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению), начисленные работодателем работникам в денежной или естественной форме и полученные работником от работодателя в виде иной материальной выгоды.
Налогоплательщики-работодатели (организации, индивидуальные коммерсанты, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы деревенских (фермерских) хозяйств, физические лица) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по прошествии каждого месяца нарастающим итогом.
При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде продуктов (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная как следует из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст. 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти продукты (работы, услуги) – исходя из государственных, регулируемых розничных цен. Рыночной ценой товара (работы, услуги) соглашается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) продуктов (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается сообразная сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов. В аналогичном порядке предусматривается материальная выгода, полученная работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К такой материальной выгоде относится, в частности:
– материальная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем покупаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
– материальная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (посетителями);
– материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая согласно законам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ;
– материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам социального страхования (за исключением страховых сумм, предписанных в подпункте 9 п. 1 ст. 238 НК РФ) в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились в него работодателем.
Если налогоплательщик воплотит в жизнь деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника, накопленная за прошедший квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника умножается на четыре. При расчете величины базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты 10% работников, имеющих наибольшие по размеру приток средств, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) – выплаты 30% работников, имеющих наибольшие по размеру приток средств.
При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом РФ. Согласно с частью второй НК РФ (ст. 238) налогообложению единым социальным налогом не подлежат:
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством России, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, таких как пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2) все виды установленных законодательством России, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством России), связанных с:
– возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
– бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения;
– оплатой себестоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
– оплатой себестоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и сотрудниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
– увольнением сотрудников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
– возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
– трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению колличеству или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
– выполнением работником трудовых обязанностей (такой как переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями:
– сотрудникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена(ов) его семьи;
– сотрудникам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;
4) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, производимые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации – на протяжении 5 лет, начиная с года регистрации хозяйства;
5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию сотрудников, осуществляемому работодателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по договорам добровольного страхования, учитывающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и оплаты страховщиками медицинских расходов застрахованных работников при условии недоступности выплат застрахованным физическим лицам;
6) выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты изготавливаются не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10000 руб. в год.
Не подлежат налогообложению выплаты сотрудникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одного физического лица за налоговый период по каждому из следующих оснований:
– суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим сотрудникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
– суммы возмещения (оплаты) работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам и (или) членам их семей) себестоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
Не подлежат налогообложению и другие выплаты согласно со ст. 238 НК РФ. Статьей 239 НК РФ установлены налоговые льготы для отдельных видов организаций. Налоговым периодом соглашается календарный год, а отчетным периодом – календарный месяц. Сумма налога начисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого государственного внебюджетного фонда и определяется как сообразная процентная доля налоговой базы.
По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу как следует из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится раз в месяц в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению сотрудников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Банк не вправе выдавать своему клиенту – налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не предположил платежных поручений на перечисление налога. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за налоговый период (календарный год), и суммой налога, подлежащей уплате согласно с налоговой декларацией, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику.
Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм налога, относящегося к ним, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного врачебного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики-работодатели предполагают налоговую декларацию по единому социальному налогу (взносу) не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья размещена в рубрике: Статьи