Увеличение производительности бизнеса: пять ошибок управления, которых следует избегать
У людей, работающих в той или иной сфере довольно долгое время, вошло в практику составлять списки типичных ошибок, которых необходимо избегать. Поскольку автор имел дело со многими поставщиками и покупателями технологий управления эффективностью бизнеса (Business Performance Management - BPM), он имел возможность удостовериться, чего стоят неверные шаги в смысле времени, денег, результатов проектов и карьеры. Не повторяйте чужих ошибок - пользуйтесь опытом тех, кто уже совершил их!Ошибка № 1: Доверие к рекламе поставщиков. В любой сравнительно новой увеличивающейся и конкурентоспособной области программного обеспечения вы найдете множество участников рынка, расхваливающих себя, чтобы увеличить долю своего пребывания, поэтому бывает непросто отделить зерна от плевел. Например, практически все поставщики систем управления отдачей бизнеса утверждают, что их системы имеют унифицированное решение, которое предоставляет однозначное толкование фактов. Наш опыт демонстрирует, что это отнюдь не всегда отражает реальность. Хотя и хочется довериться web-сайтам, брошюрам и демо-версиям поставщиков, нужно будет смотреть глубже. Адаптированные к условиям заказчика демо-версии, опытные образцы, тщательная проверка рекомендаций и советы независимых экспертов в в этой области - это все способы минимизировать свой риск. Вы также должны иметь в виду, что некоторые руководства для покупателей систем управления отдачей бизнеса являются каталогами, изданными на деньги рекламодателей. Поэтому ими можно пользоваться как списками наиболее популярных генпоставщиков, но они вряд ли могут помочь отделить факты от вымыслов.
Ошибка № 2: Попытка слишком много сделать своими силами. Организация с крупным IT отделом может захотеть приобрести сравнительно недорогие средства и создать системы управления эффективностью бизнеса самостоятельно. В реальности такой подход может оказаться весьма дорогостоящим, если принять во внимание количество человеко-часов, достаточных для создания надежной системы управления эффективностью бизнеса из, фактически, "полуфабрикатов". Кроме того, системы BPM требуют хороших экспертов, которых вам придется нанять, если ваш персонал не обладает соответствующим опытом. Обычно такой подход будет вызвано тем, что "никакое готовое приложение не может полностью удовлетворить наши специфические нужды". Однако, не взирая, что каждая организация по-своему уникальна, ключевые бизнес-процессы, которые можно автоматизировать с использованием систем управления эффективностью бизнеса, оказываются на удивление похожими. Более того, современные пакеты решений по управлению отдачей бизнеса предлагают достаточно надежные и разнообразные функциональные возможности, что позволяет вам применять те функции, которые лучше всего подходят для вашего бизнеса. Все пакеты могут быть приспособлены под конкретные нужды с использованием встроенных средств, которые позволяют задать список бухгалтерских счетов, структуру организации и формат отчетов. Тем не менее, эти пакеты не имеют возможности сделать все. Есть области, например, операционная аналитика, над которыми многие поставщики все еще работают и которые каждый пользователь может приспособить под свои нужды. Поэтому имеет смысл приобретать пакеты решений по управлению эффективностью бизнеса для применения их в ключевых процессах - бюджетировании, консолидации данных, отчетности и поддержки инструментальных панелей, а с использованием встроенных средств усиливать и расширять собственные решения.
Ошибка № 3: Самостоятельность в выборе решения. Системы управления отдачей бизнеса не похожи на другие IT-проекты. Это хорошо заметное стратегическое средство, которое будет работать на всю фирму, поэтому правильный выбор имеет огромное значение с точки зрения как конкурентоспособности компании, так и соотношения ее нуждам. Кто-то может сказать, что все это очень похоже на систему планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning, сокр. ERP), но автор статьи категорически не согласен. Системы ERP автоматизируют важную бэк-офис задачу, но можно ли их назвать стратегическим средством? Кроме того, скольких руководителей среднего звена непосредственно касаются системы ERP? А средства управления отдачей бизнеса включают системы, которыми непосредственно будет пользоваться буквально каждый менеджер компании. Помимо этого, составляющие систем управления эффективностью бизнеса могут стоить дешевле, чем компоненты систем ERP, но это все равно немаловажные инвестиции, срок окупаемости которых - 7-10 лет. Вам придется жить с теми системами управления эффективностью бизнеса, которые вы выберете, поэтому так важно сделать удачный выбор. Одни из самых дешевых способов - прислушаться к советам тех, кто уже имеет опыт в этом деле. Наймите эксперта. Опыт работы с системами управления отдачей бизнеса все еще не так часто встречается даже среди 1000 ведущих компаний в рейтинге журнала Fortune. Чтобы найти непредвзятого эксперта, опыт которого не ограничивается работой только с одним поставщиком, вам, вполне вероятно, придется провести довольно широкий поиск.
Ошибка № 4: Добавление инструментальной панели к Хранилищу. Фирме, которые уже создали Хранилище данных, находятся во всеоружии. Они сделали решающий шаг к успеху в управлении отдачей бизнеса: собрали все ключевые данные в центральном Хранилище, используя общий набор метаданных. Но простое помещение "модной" инструментальной панели поверх всего не превратит обыкновенное Хранилище данных в систему управления отдачей бизнеса. Не забывайте, что все три ключевых элемента управления эффективностью бизнеса - содержание, процессы и технология - являются достаточными. Вы должны заниматься такими процессами, как бюджетирование и консолидация данных. Обратите внимание на содержание, т.е. на ключевые показатели эффективности и отчеты, а также на те данные, которые они содержат. И наконец, технология имеет в виду нечто большее, чем просто центральное Хранилище данных: она также требует поддерживающих систем и приложений. Используйте ваше Хранилище данных как начальную основу для системы управления эффективностью бизнеса. Определите процессы, которые обязаны быть автоматизированы для пополнения Хранилища данных, такие как бюджетирование и консолидация данных, и приобретите соответствующие приложения. Поработайте с ведущими менеджерами вашего бизнеса, чтобы квалифицировать, какие ключевые показатели эффективности должны быть представлены на вашей инструментальной панели. И только затем у вас есть возможность добавить в ваше Хранилище данных технологию инструментальной панели в качестве завершающего элемента.
Ошибка № 5: Игнорирование всех подразделений кроме финансового отдела. Вполне по всей видимости, что ваш проект управления эффективностью бизнеса будет инициирован финансовым отделом - по вполне понятным первопричинам. Но вы совершите ошибку, если оставите продажи, маркетинг, обслуживание, производство и другие ключевые элементы вашего дела за бортом. Ценность инвестиций в систему управления эффективностью бизнеса может быть многократно увеличена, если распространить ее на отделы, зарабатывающие доход, разрабатывающие новые продукты, производящие товары и оказывающие услуги. Кроме того, если включить сюда и отделы доставки, у вас есть возможность улучшить эффективность их работы и найти возможности для экономии средств. Если не подумать о них вначале, у вас есть возможность купить систему, которую они не захотят или не смогут использовать. Система управления эффективностью бизнеса должна охватывать всю фирму. Для того, чтобы достичь этого, сформируйте группу из специалистов разных отделов в самом начале процесса. Эта общность должна участвовать в определении и ранжировании требований к системе, а также в оценке поставщиков. После старта проекта группа должна регулярно получать информацию о прогрессе в его выполнении. Мы, кажется, говорили в первых числах о пяти ошибках? Вот еще одна, потенциально самая дорогостоящая.
Бонус от автора: почему ошибочно предположение о том, что IT может справиться со всем. Возможно, наиболее дорогостоящая проблема - доверить весь процесс IT отделу, в том числе определение требований, реинжиниринг финансовых процессов, выбор поставщиков, внедрение, обучение и тем более общее управление проектом. Рассмотрим первый пункт из этого списка - определение требований. Вашим партнером здесь обязана быть бизнес-пользователи компании, иначе итоговая система не достигнет цели. И это не обсуждается. При всем должном уважении к одаренному IT-персоналу, общий менеджмент проекта по управлению эффективностью бизнеса обычно находится за пределами разумных возможностей менеджера IT проектов. В отличие от основной массы других IT-проектов, эта роль включает решение таких проблем, как примирение мощных соперничающих интересов внутри самой компании. Одновременное внедрение нескольких компонентов управления отдачей бизнеса - это несколько самостоятельных проектов в пределах одного. Кроме того, IT-отделу и так найдется работа: реструкторизировать инфраструктуру, устанавливать программное обеспечение и базы данных, выявлять, оптимизировать и перемещать данные и т.д. Вам понадобится помощь! Объективный внешний эксперт, понимающий ваш бизнес, может оказаться поистине бесценным.
Статья размещена в рубрике: Ремонтно-строительные работы