Ресурсы успеха в менеджменте
Успех зависит от личностных качеств и умений подвергать анализу ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность в значительной степени влияют на достижение выдающихся последствий в бизнесе и карьере.
Успех управления зависит как от субъективных, так и от объективных предпосылок в каждой определенной ситуации. Так, многое зависит от личностных качеств и умений менеджера, от его мыслительных способностей: умения видеть, подвергать анализу ситуацию, находить решения, а также от волевых качеств и силы личности. Настойчивость, смелость и ответственность сильно влияют на достижение конечных результатов в бизнесе.
С объективной стороны необходимо иметь в виду также ряд предпосылок успешного управления: информированность людей в организации, ее адаптивность, т.е. приспособляемость к изменениям, обеспеченность ресурсами и прогрессивность методов, использующихся при управлении фирмой. Такой подход к предпосылкам успешного управления сложился у российских ученых. Но есть еще иные национальные школы менеджмента: американская, японская, европейская, которые по-своему рассматривают слагаемые успеха в распоряжении бизнесом.
Согласно американской модели, основными составляющими успеха считаются:
- компетентность руководителя;
- способность психически настроиться на представление и мышление партнера;
- доверие, как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.
Европейская модель также определяет три необходимых условия эффективного менеджмента:
- позитивный настрой руководителя (доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех);
- верно выбранный тон (условия коммуникации);
- выбор правильной частотности влияния, так как для успешной мотивации необходима подходящая частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он максимально расположен чувствовать, желать, формировать впечатления.
Японский менеджмент предполагает также три достаточных условия успеха в бизнесе:
- единение, стремление к гармонии предприятия как единой семье, где недостаток одних компенсируется достоинствами других ее членов (особенно при принятии решения в группе);
- восприимчивость великолепного (работа правого полушария мозга) - эстетика, образность, этика, социальная ответственность менеджмента перед обществом;
- гарантированность занятости (лояльность фирме, ее начальству, доверие как условие выполнения стратегических целей).
Все эти подходы, не противоречащие друг другу, концентрируют наше внимание на совокупности умелых навыков и знаний, на их гармонии с духовным богатством личности руководителя, которые в целом составляют потенциальный ресурс менеджера.
По мнению отечественных ученых, авторов книги «Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений», успешность деятельности менеджера во многом связана с процессами самореализации этого вероятного ресурса, т.е. с самоменеджментом. Как эта модель осуществляется на практике, студенты узнают из ряда дисциплин:
«Менеджмент», «Деловое коммуникация», «Эффективный менеджмент», а также других дисциплин, которые постепенно сформируют представления о тех внешних и внутренних возможностях, которыми может воспользоваться консультант , если он будет обладать навыками самоменеджмента, деловой этики и делового поведения. Совокупность деловых, профессиональных и личностных характеристик, формируемых как в процессе обучения, так и в процессе работы позволяют предположить их в виде профессионально-личностной модели менеджера, которая раскрывает этапы формирования и этапы применения всех качеств руководителя.
Так, в качестве основных ресурсов, определяющих успех менеджера, следует назвать профессионализм и все его компоненты: организационная и деловая культура, профессиональные и личные качества (экономическое мышление, умение общаться), личность менеджера и ее составляющие необъективного характера (темперамент, воля), а также свойства руководителя приспосабливаться к изменяющимся условиям работы организации, увеличивать качество знаний и умений управлять подчиненными.
В качестве объективных внешних ресурсов, которые могут быть использованы в качестве ресурса менеджмента, следует для начала назвать налаженность и качество информации, прогрессивность организационной структуры предприятия и использующихся методов управления. Прогрессивность методов управления в свою очередь исходит из практического использования прогрессивных психотехнологий на базе гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, а также на применении управленческих информационных технологий, прогрессивных каналов и способов коммуникации и контроля, персональных компьютеров, локальных и интернациональных информационных систем.
Следовательно, современный менеджмент обладает гораздо большими и качественно иными возможностями и ресурсами для успешного управления сложными взаимоотношениями в условиях значительной неопределенности, характерной для переходного периода экономики. Бывшие на вооружении прежних руководителей методы социального управления (административное воздействие, стимулирование, социальная ориентация и др.) не обладали возможностью эффективно предусматривать быстро изменяющиеся ситуации и человеческий фактор и потому оказываются недостаточно эффективными при их сегодняшнем использовании, особенно для новых организационных структур.
Для переходного периода в российской экономике очень важно формировать и использовать на всех уровнях ресурс маркетинга как новый фактор развития и обновления. Чтобы эффективно управлять формируемой в России смешанной экономикой, необходимо четко различать методы, сообразные каждому сектору.
Государственный сектор, состоящий из казенных и унитарных предприятий, использует соответственно казенное и муниципальное управление. Основой такого управления являются методы социального управления, исходящие из принципов демократического централизма и планомерности. Это слабо ориентированные на человеческий фактор методы, которые не годятся для рыночного сектора экономики. Поэтому возникли методы маркетинга, адекватные открытой организационной структуре рыночно ориентированных предприятий и фирм. Такие методы позволяют быстро реагировать на изменения потребительского спроса, быстро маневрировать к новым формам и направлениям производства на основе имеющихся человеческих и технологических ресурсов фирмы. Дело в том, что спрос на продукты и услуги необычайно быстро изменяется под воздействием развивающихся и обновляющихся потребностей населения, которые сами постоянно претерпевают влияние научно-технического прогресса, образования, рекламы, моды. И предпринимателю, и менеджеру обо всех этих изменениях в необходимостях населения нужно узнавать своевременно. С этой целью нужно организовать поступление информации в организацию по следующим каналам:
- просматривать газеты, рекламы, объявления;
- заказать информационные обзоры из разных источников: статистических изданий, прессы, научных журналов, монографий ученых и т.п.;
- организовать самостоятельный поиск информации, проведение опросов, наблюдение за поведением людей.
Поэтому для сбора и обработки информации на предприятии необходимо иметь подразделение или специалиста, осуществляющего функции маркетинга, который готовил бы предложения для директора по мере изменения ситуации на рынке. В противном случае организация будет просто слепа.
Чтобы процесс производства продуктов или услуг предприятия был непрерывным, необходимо своевременно подготавливать запасы ресурсов для изготовления продукции (которые были использованы, энергия, технологии, рабочая сила, оборудование и т.п.), а также финансовые средства для приобретения всех этих ресурсов. Причем все это нужно заблаговременно рассчитать, определить источники, заключить договоры о поставках, организовать это поступление, своевременную доставку на кампанию . Данными процессами также занимаются менеджеры, и все их возможности также формируют ресурс менеджмента данной организации.
На уровне непосредственного изготовления составных частей, узлов или частей продукции, ее сборки, испытания и упаковки нужен менеджер - организатор производства. Его умение организовать все производство вовремя и с хорошим качеством формирует также ресурс менеджмента на нижнем уровне организации.
И, в конце концов, нужен руководитель - специалист по организации не технологических процессов (это задача технологов, инженеров), а по организации самих этих экспертов и рабочих. Для этой цели нужны менеджеры среднего и высшего уровня, которые своими профессиональными приемами воздействия на людей смогли бы побуждать их к высокоэффективному труду. Тем самым они также создавали бы предпосылки успеха организации на своем уровне.
Таким образом, ресурсы маркетинга создаются и реализуются на всех уровнях функционирования менеджеров и в целом создают предпосылки для достижения целей организации.
Питер Дракер, один из выдающихся теоретиков маркетинга, выделял 7 категорий результативности менеджмента, которые также можно рассматривать как составные элементы ресурса маркетинга:
1. действенность;
2. производительность;
3. экономичность;
4. качество продукции;
5. инновации;
6. качество жизни работников;
7. прибыльность.
Некоторое количество другой подход к оценке эффективности менеджмента раскрывают Т. Питерс и Р. Уотермен в своей знаменитой книге «В поисках успешного управления». Они определили эффективность как систему «7С», которая обеспечивает эффективность управления компанией:
1. структура;
2. системы (формальные и неформальные);
3. символика поведения (стиль, мотивации);
4. состав персонала;
5. совместные ценности;
6. стратегия;
7. сумма навыков - профессионализм сотрудников по всем этим направлениям.
Для более четкого понимания сущности ресурса менеджмента следует сопоставить эти два ряда категорий эффективности менеджмента и квалифицировать, с каких двух главных позиций описаны критерии эффективности. Но, как показала практика современного менеджмента, для быстрого достижения хороших результатов, помимо установления критериев эффективности, очень важно научиться использовать позитивный опыт руководителей-предшественников. Безусловно, что управленческие ситуации не повторяются полностью, но основные проблемные моменты и способы их решения можно свести к определенным повторяющимся моментам: технологиям, алгоритмам, стратегиям. В последние десятилетия XX века специально обученные менеджеры уже умеют более точно использовать полученные теоретические знания к конкретным ситуациям и получать искомый результат за счет отработанных приемов и технологий управления. С использованием этих технологий менеджеры конкретизируют разнообразные источники ресурса менеджмента: им удается использовать очередность уже знакомых образцов поведения и выработать более новый образец управленческого решения. Дело в том, что сколько существует контролируемая социальных объектов (предприятий, обществ, фирм и их разновидностей), - столько существует и соответствующих технологий, которые призваны дать подходящие управленческие решения проблем существования и развития организаций. Изучению технологий управления посвящены дисциплины стратегического и эффективного маркетинга. Статья размещена в рубрике: Ремонтно-строительные работы