Предпринимательский риск и стратегии предпринимателя
Переход к рыночной экономике, о необходимости которой так много рассказывалось в конце 80 - начале 90-х гг. в нашей стране, похоже произошел. Мнений по поводу “окончательного и бесповоротного”, классического или какого-то еще капитализма в нашей стране высказывается большое число, но факт остается фактом - то, что мы имеем сегодня, уже точно не та самая командно-административная экономика, в условиях которой большему числу населения России доводилось не только жить, но и работать еще недавно.
А это значит, что многие положения и закономерности товарного рынка, о которых ранее приходилось только читать ( и лишь немногим видеть), сегодня в той или иной мере проявляются в повседневной действительности. Одна из таких реальностей - ситуации предпринимательского риска и неопределенности, сталкиваться с которыми доморощенным бизнесаменам приходится разве что не каждый день.
Известно, что неопределенности и риски, сопутствующие бизнесу (будем исходить из того, что термины “бизнес” и “предпринимательство” являются свойственными лишь рыночной или переходным к ним типам экономики), являются одной из его характеризующих черт. Это вытекает из самой природы предпринимательства и тем самым отличает коммерсанта от иных членов общества с рыночной экономикой. Впрочем, отрицать наличие “рисков” и “неопределенностей” в домашней деятельности субъектов иных типов экономик было бы неправомочным. Конечно, “риски” при плановой экономике были совсем иной природы и имели существенно отличные результаты. (Речь прежде всего идет о некриминальных с точки зрения существовавшего законодательства видах деятельности - в историях с “цеховиками”, “фарцовщиками”, “валютчиками” и другими “подпольными бизнесменами” эпохи социализма, типологически ситуации рисков довольно приближены к предпринимательским. Хотя и здесь различия все же есть - с точки зрения генезиса, последствий рисков и т.п.)
Говоря о проблеме рисков в бизнесе, необходимо учитывать, что многие из предпринимательских рисков, реально существующие сегодня в нашей экономике, вроде как, вызваны тем, что “цивилизованные” экономические рыночные отношения в нашей стране еще только складываются и, соответственно, не являются стереотипными для развитых стран (там их уже “пережили” в период первоначального накопления капитала и/или просто “не отфиксировали” в силу их объективного недоступности). С другой стороны, методы и способы ведения экономической деятельности отдельными субъектами хозяйствования и коммерсантами ( как криминального, так и некриминального характера ), доставшиеся в “наследство” от эпохи социализма, к тому же обусловили присущие только нашей стране разновидности рисков и их проявлений. В директивной экономике приходилось иметь дело с риском невыполнения казенного плана, нарушений договорных обязательств, недопоставок продукции и так далее, обусловленных чаще всего неисполнением правил и норм хозяйственной деятельности той поры. В классической рыночной экономике первостепенными составляющими риска являются относительная неопределенность конъюнктуры рынка, поведения потребителя и ряда других финансовых факторов. Надо подчеркнуть, что в странах со стабильным политическим режимом и устоявшимися экономическими принципами регулирования рынка, значение неэкономических факторов значительно ниже, чем в современной России, или, во всяком случае, эти факторы достаточно неплохо просчитываются. Правда, необходимо отметить, что теория предпринимательского риска далеко не полностью сложилась и в странах со сформировавшейся рыночной экономикой. Но там накоплен очень большой опыт рискового предпринимательства, сопровождаемый наглядно видимыми примерами процветания и краха, подъема и банкротства исходя из умелого и неумелого поведения, а частично и везения в реальной обстановке риска.
В условиях рыночной экономики конечный результат деятельности любого предпринимателя выражается, прежде всего, в уровне прибыли. Это характеризует эффективность деятельности и возможность дальнейшего существования. При этом предприниматель должен удовлетворять общественный спрос на продукт (услугу) - и в этом случае банкротство ему не грозит. Рисковые факторы будут не только минимальными, но и контролируемыми. Однако, внешние и внутренние факторы, обуславливающие деловую активность и финансовую устойчивость в условиях рыночной экономики, очень динамичны, и в первую очередь успешно следить за ними и контролировать их можно с помощью различных элементов и рычагов маркетинга. Именно маркетинг дает возможность управлять рисками, увеличивать вероятность устойчивости бизнеса в условиях развития.
В стохастических системах наличие риска является беспристрастной реальностью. Управление риском - одно из главных направлений работы при принятии решений в области бизнеса. Можно выделить несколько вариантов стратегии предпринимателя, связанных с принятием решения в условиях увеличенной неопределенности.
Первый вариант - избежание риска. Фактически это предполагает стагнацию бизнеса, ибо в этом случае проблематичным представляется получение прибыли, что и составляет смысл предпринимательства. Действительно, на первый взгляд логичное предпринимательское решение - отказ от действий, связанных с риском, из-за опасений в случае неблагоприятных последствий потерпеть неудачу, грубо говоря невозможен в условиях расширенного воспроизводства. Но даже и в условиях отказа от расширения бизнеса (попытка удержания достигнутого уровня прибылей без дополнительных усилий) такая стратегия не представляется оптимальной в долгосрочном и среднесрочном плане.
Неразбериха внешних рыночных (а часто и внутренних) факторов может привести к достаточно плачевным последствиям. Известны множественные примеры резкого изменения конъюнктуры рынка, решений органов власти, существенно влияющих на условия ведения того или иного бизнеса, научно-технических “рывков” конкурентов, достаточно быстро отнимающих уже завоеванную долю рынка и т.п. Все это приводит к негативным для конкретного коммерсанта, избегающего новых для него действий, результатам.
Второй вариант - принятие риска. Эта стратегия предполагает то, что коммерсант сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не дадут почву невосполнимым потерям. Данный вариант также не представляется оптимальным в силу того, что вероятный конечный результат - отрицательная доход - не соотносится с целью бизнеса. Очевидно, что основные просчеты в данном случае - отсутствие соответствующего анализа состояния товарного рынка и его динамики, факторов риска и гибкого реагирования на изменившиеся условия. Стратегия принятия риска применяется бизнесменами наиболее часто, при этом известны примеры того, как даже в случае приближения неблагоприятных последствий, коммерсантам удавалось с нулевыми потерями выходить из сложных ситуаций. Анализ постфактум показывает, что в таком случае важно было, воспользовавшись авиационной терминологией, не пропустить “скорость принятия решения” и “точку возврата”. Иными словами, речь идет о том, что корректировка ранее принятых решений и действий в ключевых с стороны медали управления бизнес-процессом моментом позволяет минимизировать негативные последствия. То есть, фактически действия предпринимателя осуществляются согласно с третьим вариантом стратегии.
Третий вариант - управление риском, то есть его выявление и оценка, а также исследование и внедрение мер по его минимизации. Пожалуй, это наименее редко (в осознанном виде, т.е. с фиксацией работ и их этапов по оценке возможных рисков, разработке соответствующих планов и действий и т.д.) применяемая сегодняшним отечественным предпринимателем стратегия поведения в бизнесе. Среди основных видимых проблем - отсутствие в реальном бизнесе необходимой “критической массы” накопленных и “раскрученных” положительных результатов бизнеса, построенных на научной основе; низкая культура предпринимательства; недоступность информационной инфраструктуры, позволяющей вычленять основные факторы риска в той или иной области предпринимательства; возможности - во всяком случае, вероятные - получения прибылей и сверхприбылей безотносительно к рыночной ситуации (криминальные и полукриминальные сектора бизнеса как наиболее прибыльные, связи с коррумпированными чиновниками, дозволяющие получать значительные преимущества, махинации при приватизации и использовании госбюджетных средств и т.п. ). Тогда как, по мере приближения к цивилизованному рынку, именно управление риском должно становиться ведущей стратегией коммерсанта, нацеленного на достижение успеха.
На управлении риском как основной эффективной стратегии предпринимателя остановимся чуть подробнее. Управление рисками - специфическая область менеджмента, требующая дополнительных знаний в области теории фирмы, страхового дела, системного анализа, анализа домашней деятельности предприятий, и т.д. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от рисков, угрожающих ее прибыльности, и содействует решению основной задачи предпринимательства - в зависимости от ситуации выбрать из нескольких проектов оптимальный, учитывая при этом, что чем выше ожидаемая доход проекта, тем выше риск. Качественное управление риском повышает шансы предпринимательской фирмы добиться успеха в долгосрочной перспективе, существенно уменьшает опасность ухудшения финансового положения.
В этой связи есть смысл ввести еще одно понятие - политического деятеля риска - которое можно понимать как совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения уже в момент самого его принятия, тем самым, сократив возможные негативные результаты этих решений на других стадиях функционирования фирмы.
Процесс управления предпринимательским риском обобщенно должен быть представлен в виде следующей схематичной последовательности действий: выявление предполагаемого риска - оценка риска - выбор политики руководства риском - применение выбранных методов - оценка результатов.
Знать о возможном наступлении риска предпринимателю надо, но далеко не достаточно. Важно установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, причем необходимо оценить вероятность того, что некоторое событие действительно произойдет, а затем - каким образом оно повлияет на финансовое положение фирмы. Выявление риска может осуществляться различными способами: от сложного вероятностного сравнения в моделях исследования операций, до чисто интуитивных догадок.
Поэтому, стоит упомянуть также стратегию, возведенную на “ощущении” предпринимателем риска. Если отбросить трудно поддающуюся описанию и анализу “личностную” компоненту (“чувствую риск” - “не чувствую”. Заметим, что это “чувство риска” в некоторых случаях является весьма эффективным качеством успешного коммерсанта), то, по сути, данная стратегия, может быть отнесена к третьему варианту. Имеется ввиду, что “ощущение риска” возникает тогда, когда при недоступности целостной картины ситуации и ее развития, отдельные элементы данной картины, заставляют предположить возможное негативное ход событий. В основе этого, как показывает практика, лежит отсутствие достаточных знаний или практики исследований риска и исследования и внедрения мероприятий по управлению риском с одной стороны, и некоторый опыт ведения бизнеса с другой. Результаты вырабатывания решений в такой ситуации - как положительные, так и отрицательные - показывают, что просчитать в каждом конкретном случае результаты весьма затруднительно (повторим, что “за скобками” остались случаи постоянно удачливой интуиции и т.п.). В итоге недостаток информации заставляет коммерсанта уделить должное внимание ее поиску и соответствующим исследованиям риска, его последствий и мер по минимизации, т.е. своеобразным маркетинговым исследованиям. Статья размещена в рубрике: Другое