Личные качества коммерсанта.
На вопрос, какой совокупностью личностных качеств должен обладать индивидуум, чтобы стать преуспевающим коммерсантом, нельзя ответить однозначно, однако исторический опыт развития цивилизованного предпринимательства позволяет сделать некоторые обобщения. Так, цивилизованные и преуспевающие предприниматели должны обладать следующими особенностями: быть честными, компетентными, целеустремленными, инициативными, быть лидерами, уважать мнение других, положительно относиться к людям, постоянно учиться, быть готовым к риску, уметь преодолевать сопротивление окружающей среды, проявлять упорство в достижении поставленной цели, обладать чувством ответственности, упорством, большой силой воли, быть творческой индивидом, быть трудолюбивым и иметь высокую работоспособность, уметь привле кать к сотрудничеству нужных партнеров, иметь коммерческий и экономический склад ума и др.
Характерно, что в развитых странах даже государственные органы дают свои рекомендации по данной ошибке.
Так, Администрация малого бизнеса США считает, что предпринимателю должны быть присущи следующие пять наиглавнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в самом рискованном предприятии:
1) энергия, умение заставить людей работать;
2) умение думать;
3) умение строить отношения с людьми;
4) коммуникабельность;
5) знание техники и технологии.
Администрация малого бизнеса США рекомендует начинающим предпринимателям, перед тем как начинать собственное дело, дать объективную оценку своим качествам, ответив на следующие вопросы:
Я сам начинаю дело?
Насколько я умею воздвигать отношения с людьми?
Обладаю ли я достаточным запасом физических сил и эмоциональным потенциалом для эффективного ведения дела?
Насколько хорошо я планирую и организую свои дела?
Достаточно ли сильно мое желание держаться намеченной цели?
Как ведение бизнеса отразится на моей семье?
Практический интерес имеют исследования, проведенные американской фирмой «Мак-Бер энд Компани» при поддержке Американского агентства по международному развитию и Национального научного фонда США, которые дали возможность определить 21 личное качество, постоянно демонстрируемое удачливыми предпринимателями.
Ниже приводятся максимально важные личностные качественные характеристики предпринимателей:
поиск возможностей и инициативность (видит и примет на вооружение новые или необычные деловые возможности, действует до того, как его к этому вынудят события);
упорство и упорство (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие, готов меняет стратегии, чтобы достичь цели);
готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска, взвешивает риск, предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);
ориентация на эффективность и качество (находит пути производить продукцию лучшего качества, быстрее и дешевле; стремится достигнуть совершенства, улучшить стандарты производительности);
вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с сотрудниками или вместо них);
целеустремленность (ясно выражает цели, имеет долгосрочное видение, постоянно ставит и корректирует кратковременные задачи);
стремление быть информированным (лично обобщает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности);
постоянное планирование и наблюдение (планирует, разбивает крупные задачи на подзадачи, следит за финансовыми результатами и примет на вооружение процедуры слежения за выполнением работы);
способность убеждать и устанавливать связи (осмотрительно примет на вооружение стратегии для выполнения поставленных задач и убеждения людей, а также деловые контакты как средство достижения своих целей);
независимость и уверенность в себе (стремится к независимости от правил и контролирования других людей, полагается лишь на себя перед лицом противостояния, в случае отсутствия успеха верит в свою способность скорпулезно исполнять трудные задачи).
Приведенные личностные характеристики не являются врожденными, они вырабатываются человеком в процессе предпринимательской деятельности, во многом определяются индивидом индивидуума, его притязаниями, предпринимательской средой.
Предприниматели – это люди, способные постепенно и много трудиться, учиться на чужих ошибках, из своих ошибок извлекать уроки. Это люди, уверенные в своих силах, в следствии этого они постоянно учатся, изучают все проблемы, связанные с их бизнесом.
Удачливые предприниматели понимают, что постепенно пополняемые знания являются базой предпринимательства. Инструментом, основным рычагом развития предпринимательства являются инновации, инновации. Это смелые люди, но смелость их ограничена уровнем разумных притязаний.
Какими личностными качествами должен обладать индивидуум, чтобы стать предпринимателем и добиться успеха? Однозначно на данный вопрос ответить нельзя.
Многочисленные исследователи этой актуальной проблемы в западных странах выделяют всевозможные черты характера, навыки и знания. Участники конференции по предпринимательству, которую в 90-е годы проводил Станфордский университет, сделали вывод, что основную роль для успешной предпринимательской деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества предпринимателя, как упорство, нежелание перепоручать что-либо кому-то другому, энергичность, стремление усердно работать и также всецело предаваться развлечениям, умение выделять существо ошибки. Как видим, это не столько качества, сколько мотивы поведения предпринимателей, которые во многом связаны с личностными данными.
М. Стори, автор монографии «Самые быстродействующие компании США. Взгляд изнутри», давая оценку черт удачливых коммерсантов, пишет, что предприниматели работают, когда остальные спят, путешествуют, когда другие сидят за обедом, планируют, когда иные развлекаются, им трудно заметить разницу между субботней ночью и второй половиной дня во вторник. Общими характерными чертами всех таких коммерсантов являются настойчивость и целеустремленность.
Предприниматель очень редко бывает робким и застенчивым человеком. Его обязательной чертой является умение пойти на разумный риск, но при этом он должен помнить, что деньги не являются основным мотивирующим фактором коммерсанта. Тот человек, который своей целью поставит добиться только больших финансовых успехов, обязательно доведет свою фирму до экономического краха.
Статья размещена в рубрике: Другое