Шпалы, шпалы пропитанные
Назначение шпал.
Шпалы выполняют роль специфических амортизаторов - они принимают на себя динамическую силу, исходящую от железнодорожных составов, преобразуют и передают ее на балластный слой полотна, а так же гарантируют равенство ширины колеи и сохраняют изоляционные свойства рельс на участках железной дороги с автоблокировкой. В следствии этого шпалы деревянные и железобетонные должны:
быть упругими и прочными; быть износостойкими и сопротивляться перемещениям; иметь простую технологию производства и быть простыми в содержании; иметь не большую себестоимость производства и эксплуатации; иметь длительное время эксплуатации;
Сравнение шпал деревянных и железобетонных.
Одно из главных положительных сторон шпал деревянных - это их не высокая цена, по сравнению с железобетонными. Поэтому в странах, где существуют крупные запасы древесины, деревянные шпалы очень распространены. Недостаток шпал деревянных в том, что срок их эксплуатации зависит от многих факторов:
породы древесины, которая применялась для производства шпал климатических условий в том районе, где располагается железнодорожный путь. нагрузки на железную дорогу, и поэтому на путях, по которым проходят много нагруженных составов используются железобетонные шпалы.
Но и железобетонные шпалы имеют свои минусы. Самый крупной недостаток, это проблема утилизации таких шпал после использования. Утилизация железобетонных шпал не выгодна с финансовой точки зрения, а так же с экологической. Накопленные железобетонные шпалы, выведенные из эксплуатации занимают крупные территории и создают экологические проблемы.
Так же железобетонные шпалы обладают такими недостатками, как неудовлетворительная жесткость, которая приводит к быстрому износу рельсов, большой вес, и высокая цена.
Шпалы деревянные.
Для производства шпал применяют древесину разных пород, главное свойство, которой должна обладать древесина для шпал - это жесткость. Самые известные породы для шпал - это дуб, ель, сосна, лиственница, пихта, береза и даже эвкалипт. Шпалы произведенные из древесины хвойных пород не самые износостойкие (существуют и более стойкие к износу, например шпалы, изготовленные из дуба, но шпалы из хвойных пород имеют достаточно большой срок эксплуатации от 7 до 40 лет), но дело в том, что такие шпалы гораздо дешевле.
Отличительного качества, которыми обладают шпалы деревянные:
не проводя электрический ток; на деревянные шпалы практически не влияют температурные перепады; древесина довольно упруга и легка в обработке; имеет не плохое сцепление с балластом из щебня;Допустимая влажность для шпал - 22%, в случае, когда влажность древесины будет больше допустимой , необходимо, что бы у шпал были припуски на усушку.
Но шпалы деревянные так же имеют недостаток, который присущ всем изделиям из дерева - это подверженность к гниению Для того что бы не допустить гниения шпал, увеличить срок службы и стабильность к атмосферным осадкам, их пропитывают специальными каменноугольными маслами(креозот) или антисептиками. А так как в России основной материал для производства шпал - это сосна, которая имеет не высокую износостойкость, проблема пропитки шпал актуальна.
Пропитка древесины способом ВДВ(«вакуум-давление-вакуум»).Перед пропиткой в автоклаве древесину нужно подсушить.
Метод ВДВ:
-Создают вакуум на 15-60 минут, в результате чего в древесине создается разрежение.
-Создают давление 0,8-1,4 МПа, сохраняя вакуум. Вводят антисептик или пропиточный раствор. Материал выдерживают да необходимой глубины пропитки.
-После того, как древесина пропиталась, нужно будет опять создать вакуум минут на 40, для того, что бы материал подсушить.
Шпалы деревянные пропитанные фактически не подвержены гниению, и имеют высокую стойкость к атмосферным осадкам.
Статья размещена в рубрике: Информация